Елена Аттикова, Денис Ильюшенков
Рост лизинговых платежей российских авиакомпаний
из-за девальвации рубля увеличит в этом году цену авиабилетов
минимум на 200 руб. В низкий сезон потери перевозчиков будут
колоссальные, считают эксперты.
Впервые за полмесяца рубль показал небольшой
прирост: за доллар дают 36,1 руб., за евро — 49,9 руб. Еще в
субботу доллар стоил 36,4 руб., евро — 50,1 руб. С начала года
рубль потерял в цене более 10% (подробнее о прогнозе курсов валют
см. материал на с. 8).
Лизинговые контракты авиакомпаний в основном
номинированы в валюте, ослабление рубля может привести к росту
расходов на лизинг, поясняет аналитик ИК «Регион» Алла Юрова.
Издержки в рублевом выражении вырастут на величину
обесценения рубля, подтверждает аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков. Авиакомпании страхуют свои риски, и на
практике валютный риск, как правило, переносится на конечного
клиента, подчеркивает директор управления по развитию
международного бизнеса лизинговой компании «Сбербанк Лизинг» Павел
Пискун.
Доля лизингового платежа в стоимости билета
составляет около 15%, рассказал представитель Росавиации. В марте
средняя стоимость билета составила 12 738 руб., сообщил
представитель метапоисковика авиабилетов Aviasales. По подсчетам
РБК, более 1900 руб. с каждого билета авиакомпания направит на
оплату лизинга. Минимум на 200 руб. эта доля вырастет.
Увеличение тарифов произойдет не сразу, поясняет
эксперт комитета по транспорту Госдумы Роман Гусаров. В первую
очередь проиграют от скачка курса валюты авиакомпании, особенно в
низкий сезон потери будут колоссальные, когда самолеты заполняются
не полностью, говорит он. «Часть компаний либо обанкротится и уйдет
с рынка, либо наберет кредитов, а потом эти отсроченные долги будут
висеть еще долго за компанией, оказывая влияние на стоимость
билета», — поясняет Гусаров.
Скачок курса может привести к дополнительным
расходам авиакомпаний на лизинг на сумму до 15 млн руб. в год в
расчете на один самолет Airbus A320, подсчитал Пискун. В парках
крупнейших российских авиакомпаний более сотни самолетов этого
семейства. В лизинговых компаниях рассказали, что процентная
лизинговая ставка составляет в среднем 1% в месяц от стоимости
самолета. Самые распространенные типы Boeing 737 и Airbus A320
стоят 90,5 млн и 93,9 млн долл. соответственно.
Увеличение лизинговых расходов подтвердил
представитель авиакомпании UTair. Все самолеты иностранного
производства в парке UTair — в лизинге, а лизинговые платежи
производятся в иностранной валюте, пояснил он. Также в иностранной
валюте приходится платить за запасные части для технического
обслуживания и ремонта самолетов, которые ввозятся из-за рубежа. В
S7 Airlines, «Трансаэро» не стали комментировать потенциальные
убытки. Представитель «Аэрофлота» сказал, что лизинговые платежи
при отражении в финансовой отчетности по РСБУ в составе расходов
увеличатся, при отражении их в финансовой отчетности по МСФО ничего
не меняется.
http://rbcdaily.ru/industry/562949990955112