Европейская программа поддержания продаж
автомобилей — деньги владельцам старых машин за покупку
новых — оказалась очень действенной. В России системы
утилизации автомобилей не существует и правительство накачивает
деньгами автозаводы
Михаил Оверченко, Глеб Столяров
В I квартале в странах Евросоюза было
зарегистрировано 3,44 млн новых машин — на 17,2% меньше,
чем годом ранее. Но в странах, предложивших покупателям премию за
утилизацию старого автомобиля при покупке нового, весной начался
рост. В марте немецкий авторынок продемонстрировал впечатляющий
даже по меркам растущей экономики, не говоря уже о рецессии,
взлет — 40%. Во Франции, Италии и Словакии, где также ввели
премии за утилизацию, продажи в марте выросли на 8%, 0,24% и
18,2%.
В Германии о госпрограмме было объявлено в
январе, и уже в феврале там было зарегистрировано на 21% новых
автомобилей больше, чем годом ранее, тогда как в остальных странах
продажи резко упали. Правительство выдает 2500 евро тому, кто
утилизирует старый автомобиль (возраст не менее девяти лет, в
собственности — не менее года) и купит новый (соответствует
нормам «Евро-4»). Покупать можно машины как отечественного, так и
иностранного производства. На программу было выделено 1,5 млрд
евро, но она оказалась столь популярной, что к моменту ее окончания
31 марта заявки на участие подали 1,2 млн человек (была
рассчитана на 600 000). Поэтому 8 апреля правительство
увеличило субсидии до 5 млрд евро и продлило срок до конца
года. Автомобильная ассоциация Германии теперь прогнозирует, что
продажи в 2009 г. превысят 3 млн (предыдущий
прогноз — 2,1 млн).
Схожие программы действуют и в других странах,
но с разным успехом. В Испании продажи в марте упали на 38,7%, но
там слишком силен спад в экономике, чтобы подвигнуть людей на
покупку новой машины, отмечает газета Automotive News Europe, к
тому же нет премии наличными. Зато в Словакии начавшая действовать
9 марта программа сразу дала результат. Там правительство дает
1000 евро (возраст старого автомобиля более 10 лет) или
1500 евро, если дилер добавит 500 евро. В Италии
предлагается 1500-5000 евро покупателям автомобилей,
работающих на газе.
Наибольшую выгоду от госсхем получают
производители экономичных автомобилей. Лучший результат в Европе в
марте показал Fiat (+14%).
В России дисбаланс мер поддержки самих
предприятий и рынка, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.
«АвтоВАЗу» из бюджета выделяется 25 млрд руб., а госбанки
получили распряжение Владимира Путина выделить компании более
90 млрд руб. Другие автопроизводители получили госгарантии на
5-10 млрд руб. и помощь в реструктуризации долгов. А на
субсидирование процентных ставок по кредитам для покупки машин
российского производства выделено 2 млрд руб. Результат
I квартала 2009 г. — снижение продаж на 40%, но в
марте они выросли на 0,39% к февралю.