Ольга Ждан, "Прайм"
Возможный выход "Аэрофлота" из альянса SkyTeam
маловероятен и будет сопряжен с большими сложностями, в том числе с
пересмотром маршрутной сети, считают аналитики, опрошенные
агентством "Прайм".
В пятницу газета "Коммерсант" со ссылкой на свои
источники сообщила, что "Аэрофлот" может выйти из глобального
авиационного альянса, в котором состоит с 2006 года. Штраф за выход
из альянса может составить 20 миллионов долларов. По данным
издания, авиакомпанию не устраивают условия работы с крупнейшими
членами SkyTeam, в частности, c американской Delta Air Lines.
Перевозчик также допускает переход в Star Alliance, лидером
которого является немецкая Lufthansa. Официально в "Аэрофлоте" эту
информацию не комментируют.
Совет директоров "Аэрофлота" на предыдущих
собраниях уже рассматривал вопросы, касающиеся сотрудничества с
авиакомпаниями из альянса, однако, по словам источника, близкого к
совету, в такой формулировке, как выход из SkyTeam, вопрос не
поднимался.
По словам источника, близкого к авиакомпании,
"Аэрофлоту" невыгодно членство в SkyTeam, и проблема не только с
Delta. Больше прибыли принесло бы заключение отдельных соглашений с
авиакомпаниями, а вот членство в Star Alliance, в который входят
такие компании, как Lufthansa и Turkish Airlines, принесло бы еще
больше выгоды. При этом источник считает очевидным, что решение это
будет политическим.
"На наш взгляд, выход "Аэрофлота" из SkyTeam
маловероятен. Во-первых, сегодня практически не осталось крупных и
средних национальных перевозчиков, которые не входят в какой-либо
альянс. Альянс позволяет расширить маршрутную сеть, что является
крайне важным для реализации стратегии сетевого перевозчика,
которой придерживается "Аэрофлот", - отмечает аналитик ИК "Регион"
Алла Юрова.
Во-вторых, добавила она, переход в другой альянс
сопряжен со значительными издержками, в том числе серьезным
пересмотром маршрутной сети для обеспечения стыковок. Кроме того,
Lufthansa является бесспорным лидером Star Alliance, в результате
"ее переговорная сила может оказаться больше, чем у крупных
зарубежных компаний из SkyTeam".
Аналитик "Инвесткафе" Андрей Шенк также
отмечает, что выход из альянса приведет к потере связей с такими
крупными игроками, как Air France и China Airlines. "Новость о
возможном выходе "Аэрофлота" из альянса, скорее всего, вызовет
негативную реакцию рынка, так как даже если дело в тарифах на
американских направлениях и вопрос не политический, то, выйдя из
альянса, компания может потерять связи с другими крупными игроками,
такими как Air France, China Airlines и крупными игроками из
Латинской Америки, так как они по правилам альянса не смогут
сотрудничать с "Аэрофлотом", - заметил он.
Все это, по мнению эксперта, грозит компании
падением пассажиропотока на международных направлениях и возможными
проблемами с местами в крупных аэропортах. Последнее обстоятельство
аукнется замедлением темпов роста пассажиропотока, что сейчас
является одним из основных драйверов роста капитализации компании,
а в среднесрочной перспективе приведет к снижению выручки и
рентабельности. "Пока не появится конкретных договорённостей со
Star Alliance, инвесторы будут с опасением относиться к разрыву
отношений с прежним альянсом", - уверен Шенк.
Решение о смене или выходе из
альянса вряд ли может быть продиктовано только невыгодным
предложением от Delta, считает Андрей Рожков из "Метрополя".
"Конечно, в последнее время наблюдается более сильный рост
пассажирооборота "Аэрофлота" в страны Америки по сравнению со
странами Европы. Так, в 2012 году рост пассажирооборота в Америку
составил 29% по сравнению с 17% в страны Европы. Однако не стоит
забывать, что 33% транспортной выручки приходится именно на
европейские маршруты по сравнению с 3,5% выручки от маршрутов в
страны Америки", - пояснил он.
Возможно, что сотрудничество с
другим альянсом принесет "Аэрофлоту" более выгодные варианты по
маршрутам не только в США, но и в Европу, отмечает Рожков, в
противном случае выход из альянса может оказаться
опрометчивым.
Всего в мире существует три международных
авиаальянса: SkyTeam, Star Alliance и oneworld. По правилам в
каждый альянс может входить только одна авиакомпания из страны. В
oneworld из российских перевозчиков входит группа S7. Две другие
крупнейшие российские авиакомпании - "Трансаэро" и "ЮТэйр" - ни в
один из альянсов не входят, хотя в разные годы у обеих были
переговоры о вступлении в Star Alliance.
Альянс SkyTeam был основан авиакомпаниями
Aeromexico, Air France, Delta Air Lines и Korean Air в июне 2000
года. В настоящее время он объединяет 19 перевозчиков: "Аэрофлот",
Aerolineas-Argentinas, Aeromexico, AirEuropa, Air France, Alitalia,
China Airlines, China Eastern, China Southern, Czech Airlines,
Delta Air Lines, Kenya Airways, KLM, Korean Air, Middle East
Airlines, Sauda, TAROM, Vietnam Airlines и Xiamen Air.
Участники альянса осуществляют более 15 тысяч
рейсов в день, перевозят 569 миллионов пассажиров в год. Основной
парк SkyTeam насчитывает 2,853 тысячи единиц. Лайнеры авиакомпаний,
входящих в SkyTeam, совершают рейсы в 1024 пункта назначения 178
стран мира.
Одной из главных целей SkyTeam, главный офис
которого расположен в Амстердаме, является совместная работа для
обеспечения быстрой и организованной пересадки между рейсами для
пассажира. Помимо профилактических мер для недопущения нестыковок
каждому пассажиру, испытывающему неудобства, предлагаются места на
альтернативном рейсе, что является частью программы SkyTeam
Hubways, внедренной в узловых аэропортах Амстердама, Парижа,
Миннеаполиса и Детройта.
http://travel.ria.ru/opinion/20130628/227651362.html