Новости
7  Декабря  2009
ЭКСПЕРТ – ВОЛГА: Таможня сдает посты

Крупнейший таможенный терминал Поволжья закрывают. Федеральные таможенники отрабатывают новую концепцию оформления грузов и ставят тем самым под угрозу нормальную работу региональных предприятий и дистрибуторов

Галина Щербо

Федеральная таможенная служба (ФТС) изменяет структуру Оренбургской и Нижегородской таможен и в связи с этим закрывает четыре таможенных поста в Поволжье. Такое решение связано с отработкой новой концепции ФТС, которая предусматривает перенос таможенного оформления и контроля на границы страны. На первом этапе ведомство намерено вывести за пределы крупных городов автомобильный грузопоток. До 15 января 2010 года федеральные таможенники намерены ликвидировать два поста в Нижнем Новгороде - Сормовский с крупнейшим в Приволжском федеральном округе таможенным терминалом и Московский. Планируется, что предприятия города и дистрибуторы будут проводить таможенное оформление грузов на постах «ГАЗ» и «Дзержинский», несмотря на то, что последний пока не имеет необходимых логистических мощностей и не приспособлен для проведения оперативных таможенных операций. Эксперты прогнозируют в связи с этим решением увеличение сроков доставки грузов и рост транспортных издержек, и как следствие — сокращение товарооборота области и уход участников внешнеэкономической деятельности в другие регионы.

Склад по всем правилам

Московский таможенный пост специализируется на оформлении исключительно автотранспортных грузов, поэтому новая политика ФТС не оставляет ему перспектив для развития, отмечают в Поволжской логистической ассоциации (ПЛА). Иная ситуация - с Сормовским постом. Здесь действует интермодальный терминал, принимающий как автотранспортные, так и железнодорожные грузы, в том числе контейнерные, доля которых в общем грузообороте постепенно увеличивается. Здесь оформляют грузы 70% нижегородских предприятий. Таможенный пост располагается в едином комплексе со складом временного хранения (СВХ) площадью 20 тыс. кв. м. Треть импортных и более половины экспортных деклараций нижегородских участников ВЭД оформляются на Сормовском посту, отмечает эксперт ПЛА, профессор Самарского госуниверситета путей сообщения Игорь Горюшинский.

Кроме того, СВХ единственный в регионе имеет лицензию на хранение алкогольной продукции и аттестован на прием ветеринарных и подкарантинных грузов.

До недавнего времени руководство ФТС признавало Сормовский пост лучшим по техническому оснащению и одним из самых перспективных в ПФО. В развитии поста участвовала и Нижегородская таможня: в 2009 году она затратила на обустройство терминала более 800 тыс. рублей бюджетных средств, установив 20 видеокамер с выводом данных на компьютерные терминалы руководителей ПТУ и поста.

Логисты размахнулись

В августе нижегородский холдинг «Логопром» запустил на сормовской площадке первую очередь «сухого порта» (так называют тыловой терминал по обработке грузов, прибывающих в водные приграничные порты), инвестировав в этот проект 10 млн долларов. Собственная железнодорожная ветка позволяет принимать ежедневно около 100 железнодорожных платформ (200 TEU, или 20−футовых контейнеров), а через два года «Логопром» рассчитывает увеличить пропускную мощность «сухого порта» до 10 тыс. TEU в месяц, а долю контейнерных перевозок в доходах вдвое, до 60%.

По оценкам Поволжской логистической ассоциации (ПЛА), сейчас во всем Приволжском федеральном округе обрабатывается ежемесячно 15 тыс. TEU грузов, из них четыре тысячи TEU - в Нижнем Новгороде. У рынка контейнерных перевозок большие перспективы, отмечает президент ПЛА Андрей Иванов: уровень контейнеризации отечественных грузопотоков намного ниже мировых показателей, и он обязательно будет расти.

По оценке ПЛА, треть объемов московских и питерских терминалов составляют грузы, предназначенные регионам - этот трафик хотели бы вернуть нижегородские логисты. А в перспективе — создать центр таможенного оформления транзитных грузов, перевозимых по Транссибу из российских портов в Москву и центр России. Две трети опрошенных социологами клиентов Сормовского поста и СВХ также считают, что терминал вполне может стать межрегиональным логистическим центром.

У Приволжского таможенного управления (ПТУ) другой расклад: с обработкой грузопотока справится пост «ГАЗ», работая в две смены. Закрыть этот пост вряд ли позволит Группа ГАЗ, потребности которой он обслуживает. Но в связи с сокращением объемов экспорта и импорта автохолдинга пост сможет взять на себя оформление деклараций других предприятий Нижнего, считают в ПТУ. Объем контейнерных перевозок в связи с кризисом упал весьма значительно - на 40% с начала года. С восстановлением промышленного производства и притока импортных товаров этот сегмент будет увеличиваться хорошими темпами, прогнозирует аналитик компании «Метрополь» Надежда Тимохова. Пока рынок контейнерных перевозок развивается благодаря, в первую очередь, усилиям логистических операторов, создающих необходимую инфраструктуру, отмечает эксперт. Сейчас все, что создано в Сормово, придется переносить на новую площадку в Дзержинск, сокрушается исполнительный директор СВХ «Терминал» Инна Соловей.

Альтернативы нет

Начальник Приволжского таможенного управления Вячеслав Голоскоков, объясняя необходимость ликвидации Сормовского и Московского таможенных постов, приводит официальную точку зрения ФТС: «Ликвидация постов несет ряд преимуществ, связанных с уходом с нижегородских дорог крупнотоннажных грузовиков: улучшится экология, будет устранена одна из причин автомобильных пробок, дольше станет служить само дорожное покрытие». Такие аргументы удивили логистов и экспертов рынка. Сормовский пост находится в промзоне, к которой напрямую с трассы М7 подходит автомобильная дорога; таким образом, транспорт оказывается на посту, не заходя в Нижний Новгород, уточняет исполнительный директор Поволжской логистической ассоциации Василий Гончаренко. Причем по новому генплану Нижнего Новгорода территория Сормовского поста и далее останется промышленно-складской зоной.

В то же время пост «ГАЗ» и станция Костариха, которая принимает железнодорожные грузы, находятся в Нижнем Новгороде, и весь автотранспорт пойдет по городским улицам. Ежедневный грузовой трафик на пост «ГАЗ» увеличится более чем на 400 тяжелых автопоездов и несколько сотен более мелких автомашин, подсчитали в ПЛА.

Дзержинский таможенный пост не может быть альтернативой Сормовскому, говорит эксперт ПЛА, завкафедрой производственного менеджмента и логистики Нижегородского филиала ГУ «Высшая школа экономики» Геннадий Якшин. Здесь нет необходимых складских помещений с определенными условиями хранения грузов, офисов для клиентов, оборудования для заполнения электронных деклараций. Брокеры высказываются более категорично: техническое оснащение поста находится на нулевой отметке. Самое главное: здесь нет зоны таможенного контроля для завершения процедуры оформления транзита.

Готовятся на выход

Дзержинский пост не отвечает основным требованиям участников ВЭД к транспортной доступности, оперативности оформления документов и решения всех вопросов, уровню складов, стоимости услуг. «Трудно даже представить себе работу таможни без специализированных, технически оснащенных помещений для складирования», — говорит замдиректора филиала компании «Смарт Лоджистикс» Юрий Подоплелов.

Из-за увеличения транспортного плеча сроки доставки грузов на предприятия города и региона возрастут на 20%, а время таможенного оформления увеличится в среднем на 30−50%, приводит расчеты Геннадий Якшин.

Для предприятий рост логистических издержек может вылиться в существенную сумму. Так, заводу «Красное Сормово», который принимает ежегодно 600 единиц автотранспорта с импортным судовым оборудованием, оформление каждой машины обходится в 2500−3000 рублей. При переводе деятельности на Дзержинский пост расходы, по прейскуранту СВХ, возрастут в три раза, сообщает генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков.

«Товарооборот региона сократится. Те участники ВЭД, которые занимаются чистой коммерцией, уйдут в другие регионы — Москву, Самару», — резюмирует заместитель директора нижегородского филиала федерального таможенного брокера «Далк» Марина Слепова. О перераспределении грузопотоков говорит и вице-президент Ассоциации российских экспедиторов Сергей Желаннов: сейчас на территории СВХ «Терминал» базируется дирекция международного транспортного коридора «Север - Юг», которой после ликвидации поста придется искать другое место.

Слова участников ВЭД подтверждают и результаты опроса, проведенного нижегородским филиалом Института социологии РАН: только 8,8% клиентов Сормовского таможенного поста собираются переносить свою деятельность на Дзержинский пост. Половина клиентов планирует перейти на пост «ГАЗ», а 24% опрошенных вообще завершат свой бизнес в Нижегородской области и уйдут в другой регион.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне
Для обеспечения деятельности на международных рынках капитала в группу компаний входит Metropol (UK) с офисом в Лондоне

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.