Крупнейший таможенный терминал Поволжья
закрывают. Федеральные таможенники отрабатывают новую концепцию
оформления грузов и ставят тем самым под угрозу нормальную работу
региональных предприятий и дистрибуторов
Галина Щербо
Федеральная таможенная служба (ФТС) изменяет
структуру Оренбургской и Нижегородской таможен и в связи с этим
закрывает четыре таможенных поста в Поволжье. Такое решение связано
с отработкой новой концепции ФТС, которая предусматривает перенос
таможенного оформления и контроля на границы страны. На первом
этапе ведомство намерено вывести за пределы крупных городов
автомобильный грузопоток. До 15 января 2010 года федеральные
таможенники намерены ликвидировать два поста в Нижнем Новгороде -
Сормовский с крупнейшим в Приволжском федеральном округе таможенным
терминалом и Московский. Планируется, что предприятия города и
дистрибуторы будут проводить таможенное оформление грузов на постах
«ГАЗ» и «Дзержинский», несмотря на то, что последний пока не имеет
необходимых логистических мощностей и не приспособлен для
проведения оперативных таможенных операций. Эксперты прогнозируют в
связи с этим решением увеличение сроков доставки грузов и рост
транспортных издержек, и как следствие — сокращение товарооборота
области и уход участников внешнеэкономической деятельности в другие
регионы.
Склад по всем правилам
Московский таможенный пост специализируется на
оформлении исключительно автотранспортных грузов, поэтому новая
политика ФТС не оставляет ему перспектив для развития, отмечают в
Поволжской логистической ассоциации (ПЛА). Иная ситуация - с
Сормовским постом. Здесь действует интермодальный терминал,
принимающий как автотранспортные, так и железнодорожные грузы, в
том числе контейнерные, доля которых в общем грузообороте
постепенно увеличивается. Здесь оформляют грузы 70% нижегородских
предприятий. Таможенный пост располагается в едином комплексе со
складом временного хранения (СВХ) площадью 20 тыс. кв. м. Треть
импортных и более половины экспортных деклараций нижегородских
участников ВЭД оформляются на Сормовском посту, отмечает эксперт
ПЛА, профессор Самарского госуниверситета путей сообщения Игорь
Горюшинский.
Кроме того, СВХ единственный в регионе имеет
лицензию на хранение алкогольной продукции и аттестован на прием
ветеринарных и подкарантинных грузов.
До недавнего времени руководство ФТС признавало
Сормовский пост лучшим по техническому оснащению и одним из самых
перспективных в ПФО. В развитии поста участвовала и Нижегородская
таможня: в 2009 году она затратила на обустройство терминала более
800 тыс. рублей бюджетных средств, установив 20 видеокамер с
выводом данных на компьютерные терминалы руководителей ПТУ и
поста.
Логисты размахнулись
В августе нижегородский холдинг «Логопром»
запустил на сормовской площадке первую очередь «сухого порта» (так
называют тыловой терминал по обработке грузов, прибывающих в водные
приграничные порты), инвестировав в этот проект 10 млн долларов.
Собственная железнодорожная ветка позволяет принимать ежедневно
около 100 железнодорожных платформ (200 TEU, или 20−футовых
контейнеров), а через два года «Логопром» рассчитывает увеличить
пропускную мощность «сухого порта» до 10 тыс. TEU в месяц, а долю
контейнерных перевозок в доходах вдвое, до 60%.
По оценкам Поволжской логистической ассоциации
(ПЛА), сейчас во всем Приволжском федеральном округе обрабатывается
ежемесячно 15 тыс. TEU грузов, из них четыре тысячи TEU - в Нижнем
Новгороде. У рынка контейнерных перевозок большие перспективы,
отмечает президент ПЛА Андрей Иванов: уровень контейнеризации
отечественных грузопотоков намного ниже мировых показателей, и он
обязательно будет расти.
По оценке ПЛА, треть объемов московских и
питерских терминалов составляют грузы, предназначенные регионам -
этот трафик хотели бы вернуть нижегородские логисты. А в
перспективе — создать центр таможенного оформления транзитных
грузов, перевозимых по Транссибу из российских портов в Москву и
центр России. Две трети опрошенных социологами клиентов Сормовского
поста и СВХ также считают, что терминал вполне может стать
межрегиональным логистическим центром.
У Приволжского таможенного управления (ПТУ)
другой расклад: с обработкой грузопотока справится пост «ГАЗ»,
работая в две смены. Закрыть этот пост вряд ли позволит Группа ГАЗ,
потребности которой он обслуживает. Но в связи с сокращением
объемов экспорта и импорта автохолдинга пост сможет взять на себя
оформление деклараций других предприятий Нижнего, считают в ПТУ.
Объем контейнерных перевозок в связи с кризисом упал весьма
значительно - на 40% с начала года. С восстановлением
промышленного производства и притока импортных товаров этот сегмент
будет увеличиваться хорошими темпами, прогнозирует аналитик
компании «Метрополь» Надежда Тимохова. Пока рынок контейнерных
перевозок развивается благодаря, в первую очередь, усилиям
логистических операторов, создающих необходимую инфраструктуру,
отмечает эксперт. Сейчас все, что создано в Сормово,
придется переносить на новую площадку в Дзержинск, сокрушается
исполнительный директор СВХ «Терминал» Инна Соловей.
Альтернативы нет
Начальник Приволжского таможенного управления
Вячеслав Голоскоков, объясняя необходимость ликвидации Сормовского
и Московского таможенных постов, приводит официальную точку зрения
ФТС: «Ликвидация постов несет ряд преимуществ, связанных с уходом с
нижегородских дорог крупнотоннажных грузовиков: улучшится экология,
будет устранена одна из причин автомобильных пробок, дольше станет
служить само дорожное покрытие». Такие аргументы удивили логистов и
экспертов рынка. Сормовский пост находится в промзоне, к которой
напрямую с трассы М7 подходит автомобильная дорога; таким образом,
транспорт оказывается на посту, не заходя в Нижний Новгород,
уточняет исполнительный директор Поволжской логистической
ассоциации Василий Гончаренко. Причем по новому генплану Нижнего
Новгорода территория Сормовского поста и далее останется
промышленно-складской зоной.
В то же время пост «ГАЗ» и станция Костариха,
которая принимает железнодорожные грузы, находятся в Нижнем
Новгороде, и весь автотранспорт пойдет по городским улицам.
Ежедневный грузовой трафик на пост «ГАЗ» увеличится более чем на
400 тяжелых автопоездов и несколько сотен более мелких автомашин,
подсчитали в ПЛА.
Дзержинский таможенный пост не может быть
альтернативой Сормовскому, говорит эксперт ПЛА, завкафедрой
производственного менеджмента и логистики Нижегородского филиала ГУ
«Высшая школа экономики» Геннадий Якшин. Здесь нет необходимых
складских помещений с определенными условиями хранения грузов,
офисов для клиентов, оборудования для заполнения электронных
деклараций. Брокеры высказываются более категорично: техническое
оснащение поста находится на нулевой отметке. Самое главное: здесь
нет зоны таможенного контроля для завершения процедуры оформления
транзита.
Готовятся на выход
Дзержинский пост не отвечает основным
требованиям участников ВЭД к транспортной доступности,
оперативности оформления документов и решения всех вопросов, уровню
складов, стоимости услуг. «Трудно даже представить себе работу
таможни без специализированных, технически оснащенных помещений для
складирования», — говорит замдиректора филиала компании «Смарт
Лоджистикс» Юрий Подоплелов.
Из-за увеличения транспортного плеча сроки
доставки грузов на предприятия города и региона возрастут на 20%, а
время таможенного оформления увеличится в среднем на 30−50%,
приводит расчеты Геннадий Якшин.
Для предприятий рост логистических издержек
может вылиться в существенную сумму. Так, заводу «Красное Сормово»,
который принимает ежегодно 600 единиц автотранспорта с импортным
судовым оборудованием, оформление каждой машины обходится в
2500−3000 рублей. При переводе деятельности на Дзержинский пост
расходы, по прейскуранту СВХ, возрастут в три раза, сообщает
генеральный директор завода «Красное Сормово» Николай Жарков.
«Товарооборот региона сократится. Те участники
ВЭД, которые занимаются чистой коммерцией, уйдут в другие регионы —
Москву, Самару», — резюмирует заместитель директора нижегородского
филиала федерального таможенного брокера «Далк» Марина Слепова. О
перераспределении грузопотоков говорит и вице-президент Ассоциации
российских экспедиторов Сергей Желаннов: сейчас на территории СВХ
«Терминал» базируется дирекция международного транспортного
коридора «Север - Юг», которой после ликвидации поста придется
искать другое место.
Слова участников ВЭД подтверждают и результаты
опроса, проведенного нижегородским филиалом Института социологии
РАН: только 8,8% клиентов Сормовского таможенного поста собираются
переносить свою деятельность на Дзержинский пост. Половина клиентов
планирует перейти на пост «ГАЗ», а 24% опрошенных вообще завершат
свой бизнес в Нижегородской области и уйдут в другой регион.