Станислав Залуговский
Автоконцерны Volkswagen и General Motors,
которые ведут переговоры с группой ГАЗ об организации выпуска
легковых автомобилей, получат возможность производить на мощностях
входящего в группу Горьковского автозавода до 40 и 100 тыс. машин в
год соответственно. Планируется, что для этих целей будет
задействован остановленный осенью прошлого года конвейер,
предназначавшийся для сборки Volga Siber, мощностью до 150 тыс.
автомобилей в год. В случае подписания соглашений иностранным
производителям удастся выйти на проектную мощность не ранее чем
через три года, считают аналитики.
О ходе переговоров с иностранными автоконцернами
и планируемом объеме выпуска вчера в интервью агентству Bloomberg
рассказал президент группы ГАЗ Бу Андерссон. В частности, он
сообщил, что речь идет о выпуске порядка 30–40 тыс. автомобилей
Chevrolet Aveo для General Motors Co (GM) и примерно 100 тыс. машин
для Volkswagen AG (VW). Модель последней марки, которую
предполагается выпускать, господин Андерссон не уточнил.
«Переговоры с Volkswagen и GM идут хорошо. Я думаю, мы сможем
успешно завершить их к концу февраля этого года», — цитирует
агентство президента группы ГАЗ. В GM подтвердили ведение
переговоров с ГАЗом, но от дальнейших пояснений отказались.
Подробности готовящейся сделки VW и группа ГАЗ также не
раскрывают.
Группа ГАЗ давно ищет партнера для развития
сегмента легковых автомобилей. Так, о возможном СП холдинга с GM
стало известно осенью 2007 года. Речь шла о заводе на 50 тыс. машин
с перспективой расширения до 200–300 тыс. В сентябре того же года
проект одобрил Минэкономразвития. Неофициально в группе ГАЗ обещали
договориться с GM к весне 2008 года, но этого не произошло. Позже
среди альтернатив GM появился американский Chrysler. Осенью 2008
года компании обсуждали возможности производства кроссовера Dodge
Caliber — самого популярного на тот момент автомобиля концерна на
российском рынке. В итоге летом 2008 года группа ГАЗ перенесла на
площадку Горьковского автозавода сборочный конвейер одного из
американских заводов Chrysler мощностью 150 тыс. машин в год,
запустив производство автомобилей Volga Siber. В организацию
производства группа ГАЗ вложила 6,11 млрд руб. Но на планах
холдинга по продажам новой модели сказался разразившийся в конце
2008 года кризис, который в итоге привел к практически полной
остановке конвейера Volga Siber. Вчера Бу Андерссон сообщил, что
выпуск легковых автомобилей на ГАЗе был прекращен 31 октября
прошлого года из-за убыточности производства. Это подтолкнуло
группу к более активным поискам партнера. Осенью прошлого года
стало известно, что интерес к легковому конвейеру ГАЗа проявляет
немецкий концерн VW. На встрече с премьером Владимиром Путиным
глава совета директоров VW Мартин Винтеркорн сообщил, что компания
намеревается удвоить мощности завода в Калуге до 300 тыс. машин и
начать сборку своих моделей на ГАЗе.
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков отмечает, что озвученные планы по объему выпуска автомобилей
GM и VW носят, скорее, долгосрочный характер на перспективу
трех-пяти лет. «Исходя из реалистичного прогноза темпов роста
автомобильного рынка страны в ближайшие год-два на уровне 10–12% в
год объем выпуска автомобилей GM и VW, если соглашения с ГАЗом
будут подписаны, не будет превышать 15 тыс. и 30 тыс. авто
соответственно», — полагает господин Рожков. Таким
образом, о полной загрузке конвейера легковых авто на ГАЗе говорить
пока рано. Учитывая то, что иностранные концерны приходят
практически на готовые производственные мощности, инвестиции в
организацию выпуска машин с их стороны, по оценке аналитика UBS
Кирилла Таченникова, потребуются незначительные — в общей сложности
в диапазоне $10–50 млн.
Пока подробности готовящихся соглашений не
известны, аналитики полагают, что речь идет об организации
отверточной сборки на начальном этапе. «При такой схеме GM и VW
будет просто уживаться на одной площадке, — считает Артем Лаврищев
из ТКБ „Капитал“. — Сложности могут возникнуть, если компании
захотят локализовать производство на Горьковском автозаводе».