Компания подала соответствующий иск
Александра Трушина
«ИжАвто» не удалось реструктуризировать долги
более чем на 11 млрд руб. и найти оборотные средства для запуска
остановленного еще в мае конвейера. В результате менеджменту не
оставалось ничего другого, как инициировать процедуру банкротства
предприятия. Эксперты отмечают, что ситуация хоть и неприятная, но
не тупиковая: завод сам по себе перспективный, поэтому в ходе
банкротства его проблемы скорее всего будут решены.
Как сообщается на сайте Арбитражного суда
Удмуртии, иск о банкротстве «ИжАвто» (поданный самой компанией)
зарегистрирован 6 августа, но к производству пока не принят. На
самом «ИжАвто» от комментариев отказались. Напомним, что общая
сумма долга «ИжАвто» составляет 11,3 млрд руб., из которых 8 млрд —
краткосрочный. Уже по состоянию на 1 апреля 3,2 млрд руб. из этой
суммы были просрочены. Основной кредитор предприятия — Сбербанк,
которому завод должен 7,74 млрд руб., взятых под залог контрольного
пакета акций «ИжАвто».
Последней каплей в решении о банкротстве
предприятия, по всей видимости, стал недавний отказ суда
удовлетворить апелляцию «ИжАвто» по спору о взыскании с компании
201,4 млн руб. по долгу в пользу Оргрэсбанка. 4 июня суд обязал
автопроизводителя выплатить 196 млн руб. долга по облигациям
(держателем которых является банк), 484,1 тыс. — по купонному
доходу и 4,91 млн руб. процентов за пользование чужими денежными
средствами. Ситуацию усугубляет тот факт, что уже 26 августа
«ИжАвто» должен был выполнить перенесенную с декабря оферту по
облигациям на 1,2 млрд руб. (плюс 80 млн руб. купонного
дохода).
Финансовые проблемы «ИжАвто» начались еще в
декабре прошлого года, когда, с одной стороны, из-за девальвации
рубля машкомплекты Kia подорожали для завода, по его собственной
оценке, на 40%, а с другой — компания допустила дефолт по
облигациям на сумму около 2 млрд руб. Большие надежды возлагались
на покупку предприятия АвтоВАЗом, но волжский автозавод отказался
от своих планов. В результате ижевский автозавод был вынужден
остановить конвейер. «ИжАвто» производил автомобили Kia (Spectra,
Rio и Sorento), а также ВАЗ-2104 и фургоны на базе автомобилей
«Иж».
В апреле, казалось, решение проблем было
найдено: «ИжАвто» смог договориться с Kia о снижении цены на
машкомплекты. В мае на автозаводе заявляли, что собираются
запустить конвейер в июле. В июле — что в августе. Однако еще в мае
руководство уведомило службу занятости Ижевска о высвобождении 2,4
тыс. человек (штат сотрудников предприятия составлял 5,33 тыс.
человек). Для запуска производства требовались оборотные средства в
размере 500 млн руб., необходимые для оплаты поставщикам, в том
числе АвтоВАЗу. Однако даже эту относительно небольшую сумму
«ИжАвто» найти так и не смог.
Впрочем, аналитик ИФК «Метрополь» Михаил
Пак отмечает, что банкротство для «ИжАвто» не означает распродажу
имущества и ликвидацию предприятия. На заводе будет назначено
внешнее управление, которое займется реструктуризацией долгов. Без
помощи государства тут не обойтись: крупнейший кредитор — Сбербанк.
Да и Kia «ИжАвто» необходима, ведь компания считает российский
рынок для себя перспективным.