Тиньков в придачу к пиву
Анна Дорофеева
Бельгийские пивовары из InBev покупают у Олега Тинькова его
пивоваренный бизнес вместе с брэндом «Тинькофф». К продаже компании
российского пивовара подтолкнули растущие долги. Но Тиньков не
уйдет из бизнеса: он войдет в совет директоров InBev и останется
владельцем ресторанов «Тинькофф». В группу компаний «Тинькофф»
входят два пивзавода мощностью 22,5 млн дал пива в год и сетью из
10 ресторанов-пивоварен. Оборот компании в прошлом году составил
$42,5 млн, компания продала 1,7 млн дал пива. Доля рынка чуть менее
1% в стоимостном выражении. Основные марки: «Тинькофф», «Текиза»,
Zooom, «Т». Компания InBev более года вела переговоры с
Олегом Тиньковым о приобретении его пивоваренного бизнеса. И 18
июля стало известно, что InBev покупает 100% пивоваренной компании
«Тинькофф» за $201 млн. В России компанией будет управлять
российская дочка InBev – SUN Interbrew. Но Олег Тиньков не уходит
из пивоваренного бизнеса. Известно, что ему обещан пакет акций в
SUN Interbrew – величину его стороны раскрывать отказываются, а
также место в совете директоров компании. Стефан Дешемакер,
президент InBev по Центральной и Восточной Европе, так
прокомментировал ситуацию: «Сделка полностью соответствует нашему
стратегическому подходу к выборочным слияниям и поглощениям,
которые повышают стоимость компании». Главное – у InBev решается
проблема нехватки производственных мощностей, с которой компания не
могла справиться. Как говорят в компании, недавно построенный завод
«Тинькофф» производительностью до 2 млн гектолитров позволит InBev
выйти на ранее практически не освоенный рынок Cанкт-Петербурга
(доля компании на этом рынке составляет всего около 3,7%),
обеспечивать этот город и соседние области за счет местных поставок
и съэкономить на капитальных вложениях. Как говорится в официальном
сообщениии InBev, «Тинькофф» – четвертый по размеру
производственных мощностей независимый российский производитель
пива, и его покупка позволит быстро нарастить мощности по
производству пива в России на 2,3 млн гектолитров (с возможностью
дальнейшего расширения до 4,8 млн гектолитров). InBev
занимает второе место в России по объемам продаж. Компании до
сделки с Тиньковым принадлежали восемь пивоваренных заводов. В 2004
году объем продаж российских предприятий достиг 12,7 млн
гектолитров, а доля рынка составила 15,6%. В последние годы
наблюдается значительный рост объемов производства компании
(среднегодовые темпы роста за 2000–2004 годы – 11,6%). Основные
брэнды российской дочки SUN Interbrew: «Сибирская корона»,
«Клинское», «Толстяк», Stella Artois и другие лицензионные марки.
Переговоры о продаже актива велись более года из-за того, что
покупатель и продавец не могли договориться о цене. По некоторым
источникам, изначально Тиньков просил за свой бизнес $400 млн. При
этом ни сам Тиньков, ни компания InBev не комментировали в то время
возможность продажи. На рынке считают, что $201 млн за такой
бизнес – слишком дешевая цена. Впрочем, не исключено, что часть
стоимости компании будет оплачена акциями SUN Interbrew. На цену
актива также повлияли и долги – в компаниях это не комментируют,
но, видимо, их заплатит покупатель. Тиньков неоднократно
говорил о желании привлечь портфельного инвестора, продав ему
10–15% компании, чтобы погасить кредиты. По данным компании
«Тинькофф», строительство пивоварен обошлось в $120 млн. Согласно
инвестиционному меморандуму пивоварни к облигационному займу в 1
млрд руб. объем кредитов «Тинькофф» в прошлом году почти вдвое
превысил выручку и составил $80,1 млн, а платежи по процентам стали
одной из основных причин чистого убытка компании по итогам 2004
года в $14,9 млн. Источники, близкие к компании «Тинькофф»,
утверждают, что только до конца 2005 года предстоит выплатить долг
в $73 млн, общий же долг составляет около $100 млн. Так что, по
мнению аналитиков и участников рынка, продажа Тиньковым бизнеса в
любом случае своевременна. Небольшим компаниям все сложнее работать
из-за стремительно растущей конкуренции». Как считает Наталья
Мильчакова, аналитик ИФК «Метрополь», помимо конкуренции играют не
последнюю роль законодательные рекламные ограничения. «К тому же у
«Тинькофф» не было широкого портфеля брэндов, компания
позиционировалась только в одном сегменте, а сейчас быть нишевым
игроком становится все сложнее и сложнее», – говорит аналитик. Как
считает Виктория Гранкина из «Тройки Диалог», новых владельцев
пивоварни «Тинькофф» прельщает возможность войти на быстрорастущий
сегмент пивного рынка – «премиум» (где Тиньков, единственный из
российских производителей, позиционировал свой брэнд). Ресторанный
бизнес Тинькова компания InBev не приобрела, но, по мнению
экспертов, это – дело времени. На рынке не исключают, что со
временем бельгийцы инвестируют деньги в развитие сети, а спустя еще
пару лет выкупят все 100% ресторанной сети.