Внешэкономбанк отказал в кредите компаниям
«Седьмой континент» и X5 Retail. Для владельцев X5 это не очень
хорошая новость, а для хозяина «Седьмого континента» — очень
плохая
Анастасия Матвеева
Розничные сети «Седьмой континент» и X5 Retail
не получили кредита у Внешэкономбанка (ВЭБ). Правда, некоторое
время назад этим ритейлерам выделил средства ВТБ. Но ВТБ дает
деньги для поддержания текущей деятельности компаний, а ВЭБ — для
рефинансирования долгов перед иностранными кредиторами. Ритейлеры
претендовали на помощь ВЭБа, надеясь сохранить компании за
нынешними собственниками: «Альфа-Групп» (владеетX5 Retail)
и Александр Занадворов (контролирует «Седьмой континент»)
получили margin-call от Deutsche Bank. В залоге у немецкого
банка находится около 40% акций X5Retail и более 70% акций
«Седьмого континента». В случае невыполнения требования банка эти
пакеты могут уйти с молотка иностранным инвесторам. ВЭБ такие
резоны не волнуют: по просочившейся информации, члены
наблюдательного совета банка уверены, что даже в случае смены
собственника эти сети не уйдут с рынка.
Впрочем, как полагают эксперты, для X5 Retail
отказ ВЭБа некритичен. Полученный ранее кредит ВТБ (253 млн
долларов) и способность к генерированию значительного денежного
потока (по оценке ИФК «Метрополь», EBITDA X5 составит в 2008 году
734 млн долларов) обеспечивают компании устойчивые позиции.
А Ирина Яроцкая, аналитик ФК «Открытие», считает, что,
несмотря на позицию ВЭБа, власти все же не допустят, чтобы контроль
над крупнейшей розничной компанией страны перешел к иностранцам. По
некоторым данным, X5 в данный момент переоформляет заявку, и есть
шанс, что деньги (примерно 60 млн долларов) будут все же
предоставлены, но в форме корпоративного кредита и на других
условиях.
Что касается «Седьмого континента», то его уход
к иностранцам ни у кого не вызывает сомнения. Год назад Александр
Занадворов и его партнер Владимир Груздев вели переговоры о продаже
компании консорциуму американских инвестфондов TPG, но не сошлись в
цене. По слухам, Александр Занадворов посчитал, что TPG занизил
оценку компании, ориентируясь на высокие политические риски в
России. По его мнению, предстоявшие на тот момент выборы в
Государственную думу гарантировали стране стабильность и порядок. В
результате от сделки отказались, но Александр Занадворов должен был
выкупить у Владимира Груздева, готовящегося стать депутатом,
принадлежащий тому пакет акций. Для этой покупки и был взят кредит
560 млн долларов у Deutsche Bank. Понятно, что в такой
ситуации трудно рассчитывать на помощь государства. К тому же нет
никаких признаков того, что Александр Занадворов отказался от
своего намерения продать компанию, а значит, кредит ВЭБа лишь
поможет ему дождаться более благоприятной рыночной конъюнктуры.
Интерес к приобретению «Седьмого континента»
выказали несколько структур. Это все тот же TPG плюс Baring
Vostok Capital и British Apax Partners Fund. Наблюдатели
уверены, что продажа акций пойдет на пользу компании. Как считает
аналитик ИФК «Метрополь» Мария Сулима, стратегический инвестор
сможет внести коррективы в стратегию развития сети, не отличающуюся
в последние годы внятностью. Давно прошли те времена, когда
«Седьмой континент» считался хитом рынка. В последние годы по
темпам роста он стал отставать от других сетей: в 2007 году выручка
лидеров, X5 Retail и «Магнита», в долларовом выражении выросла на
53 и 47%, соответственно, а «Седьмого континента» — только на 33%.
Чрезвычайно медленно компания расширяет число магазинов. В 2007
году она открыла всего четыре торговые точки, хотя ранее объявляла
о планах открыть 11–20. Правда, за девять месяцев 2008 года
появилось 11 «Седьмых континентов», но за тот же период сеть
«Магнит» выросла на 208 магазинов, X5 Retail — на 135.
Общее недоумение вызывает и тот факт, что
«Седьмой континент» сконцентрировался на насыщенном московском
рынке, в то время как его конкуренты агрессивно завоевывали
пустующие региональные рынки. В результате 87% магазинов и 79%
продаж приходится на Москву, что не может не сказываться на росте
сети. Так, согласно отчетности компании, за девять месяцев 2008
года региональные продажи сети выросли на 62%, а продажи в Москве
всего на 28%. Общий рост продаж составил лишь 34%. Преимуществом
«Седьмого континента» наблюдатели всегда считали его более высокую
по сравнению с лидерами рынка рентабельность. Впрочем, поскольку
сеть работает в среднем сегменте, а лидеры представлены
дискаунтерами, это неудивительно. Однако в первом полугодии и этот
показатель работы компании резко снизился.
С приходом новых владельцев наблюдатели
связывают надежды и на улучшение финансового менеджмента. В прошлом
году «Седьмой континент» разместил облигационный заем на 7 млрд
рублей, объявив, что все вырученные средства пойдут на открытие
магазинов. Рынку был дан сигнал: компания намерена нагнать ушедших
вперед соперников. Однако ожидаемого прорыва не произошло, и
аналитики до сих пор теряются в догадках, как были потрачены эти
немалые деньги.