Новости
11  Января  2005
Газета "Газета"
Иномарки наезжают

 

Александр Борисов

 

Форсаж

В минувшем году российский автомобильный рынок пережил самый бурный рост с конца прошлого века. Объем продаж легковых автомобилей вырос почти на 40% и превысил 10 млрд. долларов, из которых более 6 млрд. долларов пришлось на новые иномарки. По прогнозам экспертов, в наступившем году рост автомобильного рынка несколько замедлится и увеличится с нынешних 1,2 млн. легковых машин до 1,4 млн. Основной прирост будет достигнут за счет увеличения продаж иномарок, тогда как доля отечественных заводов неизбежно снизится. Если в прошлом году почти каждый третий автомобиль, проданный в России, был иностранным, то к 2008 году, по оценкам экспертов, иномарки будут доминировать на отечественном рынке.

Автомобильный бум

Причин стремительной автомобилизации россиян несколько. Первая и наиболее очевидная - возросшее благосостояние граждан. На второе место можно поставить создание в России сборочных производств мировых автогигантов. Толчком к наращиванию сборки внутри страны стали высокие пошлины на ввоз подержанных иномарок, введенные годом ранее. Кардинальные изменения по итогам прошедших двух лет коснулись именно сегмента подержанных иномарок. Если в 2003 году их продажи в финансовом выражении превысили продажи всех отечественных автомобилей, составив около 4 млрд. долларов, то уже в 2004 году ввоз подержанных иномарок  сократился втрое. Освободившуюся на рынке нишу почти целиком захватили новые иномарки. Многократный рост продаж отмечен практически у всех иностранных компаний.

Лидером среди российских иномарок стало детище совместного предприятия "АвтоВАЗа" и General Motors - модель Chevy Niva. По итогам года в России продано около 45 тысяч этих автомобилей, что почти втрое больше прошлогоднего показателя. Согласно предварительным данным по итогам года далее следуют: Hyundai - 40 тысяч (рост за год - 250%), Toyota - 36 тысяч (80%), Ford – 32 тысячи (100%), Daewoo - 31 тысяча (85%), Mitsubishi - 25 тысяч (70%), Nissan - 22 тысячи (170%), Kia - 17,5 тысячи (70%) и Renault - 15 тысяч (110%). В целом объем продаж новых иномарок в России за год вырос более чем вдвое и достиг 380 тысяч авто.

Уперлись в потолок

Российские автопроизводители не могут похвастаться столь впечатляющими успехами, хотя и они могут считать прошедший год самым удачным за всю новейшую историю. Так, крупнейший отечественный производитель автомобилей - ОАО "АвтоВАЗ" – по итогам года реализовал 718 тысяч автомобилей, что примерно на 30 тысяч больше первоначального плана. К тому же завод выполнил свое обещание и в конце ноября начал серийный выпуск новой модели малолитражки Lada Kalina. Однако, по оценкам экспертов, мощности волжского завода уже перегружены, и дальнейшее увеличение объемов производства на "АвтоВАЗе" - вопрос весьма отдаленного будущего. Максимум, на что рассчитывает предприятие в следующем году, - сохранить уровень производства минувшего года. Второй и третий по величине производители легковых автомобилей в России – заводы "Иж-Авто" и ГАЗ - закончили год тоже успешно, несмотря на то что их конвейеры не раз останавливались из-за проблем со сбытом. Однако эксперты полагают, что уже в этом году у них могут начаться проблемы из-за все большей переориентации россиян в сторону дешевых иномарок. По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Гайрата Салимова, если руководство Горьковского автозавода в ближайшее время не найдет стратегического партнера для выпуска легковых машин, их производство на ГАЗе может быть свернуто уже к 2008 году. Российским автозаводам важно не столько развить, сколько сохранить свои нынешние позиции. Практически сравнявшись с иномарками по цене, они по-прежнему далеки от них по качеству. По словам аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, доля отечественных моделей авто в дальнейшем будет неизбежно снижаться. Однако общий рост рынка оставляет им шансы для удержания завоеванных ниш. В наиболее выгодном положении окажутся предприятия, которые сумеют привлечь для модернизации и расширения производства зарубежных партнеров.

Иномарки включают форсаж

Максимальной прибыли в прошлом году на российском авторынке удалось добиться отнюдь не производителям, а продавцам автомобилей. Рынок новых иномарок (как российской, так и импортной сборки) составил около 6 млрд. долларов, что значительно выше продаж отечественных автомобилей (4 млрд. долларов). Оценки экспертов в отношении 2005 года для автопрома более сдержанны. Так, по мнению главы "Фольксваген Групп Рус" Ронни Мюллера, в наступившем году рынок новых иномарок в России вырастет еще примерно на 25--30% и достигнет 500 тысяч авто. При этом основной прирост должен прийтись на иномарки, собранные внутри страны. Так, по итогам прошедшего года Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ) увеличил выпуск корейских Hyundai Accent и Sonata более чем в 5 раз. В нынешнем году рекорды роста обещает продемонстрировать российско-французское СП "Автофрамос", начавшее в Москве выпуск Renault Logan. По словам генерального директора "Автофрамоса" Жана-Мишеля Жалинье, к 2008 году Renault почти в 7 раз может увеличить свои продажи в России, приблизившись к 100-тысячному рубежу. Продажи иномарок в России будут во многом зависеть от ценовой политики компаний. Большинство экспертов сходятся во мнении, что российский автомобильный рынок уже миновал этап первоначального насыщения, и концернам предстоит включиться в настоящую борьбу за потребителя. Наибольшего успеха достигнут компании, которые смогут предложить качественные автомобили в ценовой нише до 12 тысяч долларов. Это, прежде всего, Renault Logan и Symbol, а также различные модели корейских Hyundai, Daewoo и Kia. Вероятно, что вскоре мы узнаем о расширении круга претендентов. Уже в этом году свое производство в России могут наладить Volkswagen и Toyota.

 

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия
Дочерние структуры ИФК «МЕТРОПОЛЬ» победили в ряде аукционов на право пользования недрами месторождений в Республики Бурятия

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.