Иномарки наезжают
Александр Борисов
Форсаж
В минувшем году российский автомобильный рынок
пережил самый бурный рост с конца прошлого века. Объем продаж
легковых автомобилей вырос почти на 40% и превысил 10 млрд.
долларов, из которых более 6 млрд. долларов пришлось на новые
иномарки. По прогнозам экспертов, в наступившем году рост
автомобильного рынка несколько замедлится и увеличится с нынешних
1,2 млн. легковых машин до 1,4 млн. Основной прирост будет
достигнут за счет увеличения продаж иномарок, тогда как доля
отечественных заводов неизбежно снизится. Если в прошлом году почти
каждый третий автомобиль, проданный в России, был иностранным, то к
2008 году, по оценкам экспертов, иномарки будут доминировать на
отечественном рынке.
Автомобильный бум
Причин стремительной автомобилизации россиян
несколько. Первая и наиболее очевидная - возросшее благосостояние
граждан. На второе место можно поставить создание в России
сборочных производств мировых автогигантов. Толчком к наращиванию
сборки внутри страны стали высокие пошлины на ввоз подержанных
иномарок, введенные годом ранее. Кардинальные изменения по итогам
прошедших двух лет коснулись именно сегмента подержанных иномарок.
Если в 2003 году их продажи в финансовом выражении превысили
продажи всех отечественных автомобилей, составив около 4 млрд.
долларов, то уже в 2004 году ввоз подержанных иномарок
сократился втрое. Освободившуюся на рынке нишу почти целиком
захватили новые иномарки. Многократный рост продаж отмечен
практически у всех иностранных компаний.
Лидером среди российских иномарок стало детище
совместного предприятия "АвтоВАЗа" и General Motors - модель Chevy
Niva. По итогам года в России продано около 45 тысяч этих
автомобилей, что почти втрое больше прошлогоднего показателя.
Согласно предварительным данным по итогам года далее следуют:
Hyundai - 40 тысяч (рост за год - 250%), Toyota - 36 тысяч (80%),
Ford – 32 тысячи (100%), Daewoo - 31 тысяча (85%), Mitsubishi - 25
тысяч (70%), Nissan - 22 тысячи (170%), Kia - 17,5 тысячи (70%) и
Renault - 15 тысяч (110%). В целом объем продаж новых иномарок в
России за год вырос более чем вдвое и достиг 380 тысяч авто.
Уперлись в потолок
Российские автопроизводители не могут
похвастаться столь впечатляющими успехами, хотя и они могут считать
прошедший год самым удачным за всю новейшую историю. Так,
крупнейший отечественный производитель автомобилей - ОАО "АвтоВАЗ"
– по итогам года реализовал 718 тысяч автомобилей, что примерно на
30 тысяч больше первоначального плана. К тому же завод выполнил
свое обещание и в конце ноября начал серийный выпуск новой модели
малолитражки Lada Kalina. Однако, по оценкам экспертов, мощности
волжского завода уже перегружены, и дальнейшее увеличение объемов
производства на "АвтоВАЗе" - вопрос весьма отдаленного будущего.
Максимум, на что рассчитывает предприятие в следующем году, -
сохранить уровень производства минувшего года. Второй и третий по
величине производители легковых автомобилей в России – заводы
"Иж-Авто" и ГАЗ - закончили год тоже успешно, несмотря на то что их
конвейеры не раз останавливались из-за проблем со сбытом. Однако
эксперты полагают, что уже в этом году у них могут начаться
проблемы из-за все большей переориентации россиян в сторону дешевых
иномарок. По словам аналитика ИК "Тройка Диалог" Гайрата Салимова,
если руководство Горьковского автозавода в ближайшее время не
найдет стратегического партнера для выпуска легковых машин, их
производство на ГАЗе может быть свернуто уже к 2008 году.
Российским автозаводам важно не столько развить, сколько сохранить
свои нынешние позиции. Практически сравнявшись с иномарками по
цене, они по-прежнему далеки от них по качеству. По словам аналитика ИФК "Метрополь"
Дениса Нуштаева, доля отечественных моделей авто в дальнейшем будет
неизбежно снижаться. Однако общий рост рынка оставляет им шансы для
удержания завоеванных ниш. В наиболее выгодном положении окажутся
предприятия, которые сумеют привлечь для модернизации и расширения
производства зарубежных партнеров.
Иномарки включают форсаж
Максимальной прибыли в прошлом году на
российском авторынке удалось добиться отнюдь не производителям, а
продавцам автомобилей. Рынок новых иномарок (как российской, так и
импортной сборки) составил около 6 млрд. долларов, что значительно
выше продаж отечественных автомобилей (4 млрд. долларов). Оценки
экспертов в отношении 2005 года для автопрома более сдержанны. Так,
по мнению главы "Фольксваген Групп Рус" Ронни Мюллера, в
наступившем году рынок новых иномарок в России вырастет еще
примерно на 25--30% и достигнет 500 тысяч авто. При этом основной
прирост должен прийтись на иномарки, собранные внутри страны. Так,
по итогам прошедшего года Таганрогский автомобильный завод (ТагАЗ)
увеличил выпуск корейских Hyundai Accent и Sonata более чем в 5
раз. В нынешнем году рекорды роста обещает продемонстрировать
российско-французское СП "Автофрамос", начавшее в Москве выпуск
Renault Logan. По словам генерального директора "Автофрамоса"
Жана-Мишеля Жалинье, к 2008 году Renault почти в 7 раз может
увеличить свои продажи в России, приблизившись к 100-тысячному
рубежу. Продажи иномарок в России будут во многом зависеть от
ценовой политики компаний. Большинство экспертов сходятся во
мнении, что российский автомобильный рынок уже миновал этап
первоначального насыщения, и концернам предстоит включиться в
настоящую борьбу за потребителя. Наибольшего успеха достигнут
компании, которые смогут предложить качественные автомобили в
ценовой нише до 12 тысяч долларов. Это, прежде всего, Renault Logan
и Symbol, а также различные модели корейских Hyundai, Daewoo и Kia.
Вероятно, что вскоре мы узнаем о расширении круга претендентов. Уже
в этом году свое производство в России могут наладить Volkswagen и
Toyota.