У нее есть план вывода завода из
кризиса
Дмитрий Ъ-Беликов
АвтоВАЗ потребовал от своих поставщиков снизить
цены на автокомпоненты как минимум на 10%. Убедить его в
невозможности на столько снизить цену поставщик может только в том
случае, если допустит специалистов АвтоВАЗа к своей внутренней
финансовой отчетности. Те, кто откажется это сделать, могут
лишиться статуса поставщика АвтоВАЗа. Самарская группа СОК,
обеспечивающая до 40% потребностей завода в автокомпонентах, в
ответ предложила собственный план вывода АвтоВАЗа из кризиса,
который сейчас лоббирует в правительстве.
В пятницу АвтоВАЗ сообщил, что его президент
Борис Алешин провел встречу с руководителями 120 крупнейших
поставщиков завода. На ней он потребовал снизить цену отгружаемых
АвтоВАЗу компонентов как минимум на 10%. Те, кто не согласится с
этим требованиям или "выступит с инициативой повышения стоимости
своей продукции", столкнутся с "технико-экономическим аудитом" со
стороны АвтоВАЗа, то есть завод будет высылать своих специалистов
на предприятия-поставщики для проверки их экономики. Если
компания-поставщик откажется допустить специалистов АвтоВАЗа к
внутренней документации, пояснил господин Алешин "Ъ", она может
лишиться контрактов с АвтоВАЗом.
Столь жесткое отношение с поставщиками господин
Алешин объяснил тем, что теперь "задача АвтоВАЗа номер один -- к
концу года выйти на положительный денежный поток (сейчас завод
работает не только с чистым, но и с операционным убытком.-- "Ъ")".
Переговоры о снижении цены с поставщиками уже начались, сказал он
"Ъ", и добавил, что в целом они "отнеслись к инициативе АвтоВАЗа с
пониманием".
Аудит внутренней экономики поставщика не
прецедент: о подобных антикризисных мерах в системе закупок
говорил, например, глава правления группы ГАЗ Сергей Занозин. Более
того, опрошенные "Ъ" поставщики АвтоВАЗа готовы допустить его к
своей внутренней документации. Однако снижать цены на 10% они не
намерены. Заместитель гендиректора ОАО "СИБУР -- Русские шины"
Игорь Караваев сказал "Ъ": "Цена, по которой АвтоВАЗ сейчас
закупает у нас шины, и так гораздо ниже цены поставок шин на
вторичный рынок, что мы готовы подтвердить в ходе любого аудита". В
самарской группе СОК (обеспечивает до 40% потребности конвейера
АвтоВАЗа в компонентах) "Ъ" также сказали, что готовы к аудиту
своей экономики, но только не к снижению отгрузочных цен.
Поставщики не раз говорили, что после введения
АвтоВАЗом вексельных расчетов с ними (когда деньгами оплачивается
только 30% закупаемых компонентов, а остальное приходится на
векселя) у них произошло вымывание оборотного капитала и идти в
этой ситуации на снижение цен невозможно.
Они также напоминают, что АвтоВАЗ, как и все
остальные предприятия автопрома, накопил перед ними долг около 15
млрд руб, из которого больше половины (8 млрд руб.) -- просрочен.
Сейчас АвтоВАЗ начинает гасить этот долг за счет собственных
средств, сказал Борис Алешин. "Мы сократили общезаводские издержки
на 30% и вправе требовать аналогичных сокращений от поставщиков",--
сказал он "Ъ". По его словам, после погашения долга и векселей
АвтоВАЗ намерен отказаться от вексельной схемы и полностью перейти
денежные расчеты с поставщиками, но оговорился, что "все будет
зависеть от рыночной ситуации".
У самарской группы СОК уже появился собственный
план развития АвтоВАЗа, который группа лоббирует в правительстве,
говорят источники "Ъ", близкие к СОК. Он сводится к жесткому
контролю над дилерами, наращиванию экспорта Lada в условиях
девальвации, росту продаж автокомпонентов как более маржинального
продукта, привязке выпуска машин к их продажам (то есть отказу от
накапливания складских остатков), снижению общезаводских издержек
(по оценке группы СОК, составляют 25% себестоимости), оптимизации
персонала и контролю над финансовыми потоками. Из нестандартных
решений можно выделить покупку АвтоВАЗом контрольного пакета акций
неназванного иностранного автопроизводителя для обновления
модельного ряда (что означает отказ АвтоВАЗа от партнерства с
Renault) и покупку поставщиков, обеспечивающих до 90% потребности
АвтоВАЗа в компонентах. Источники финансирования сделок не
уточняются. По сути, СОК предлагает создать на базе АвтоВАЗа некую
вертикально интегрированную структуру, которая будет управлять
полной цепочкой производства -- от выпуска автокомпонентов до
продажи готовых автомобилей через подконтрольную дилерскую сеть. В
этом случае АвтоВАЗ сможет приобретать компоненты по себестоимости,
контролировать затраты и продавать сверхдешевые автомобили.
Группа СОК уже пыталась получить АвтоВАЗ в
управление, но в конце 2005 года завод перешел под контроль
управленцев ФГУП "Рособоронэкспорт". Нынешний план пока не получил
ни отрицательного, ни положительного заключения в Белом доме,
говорят источники "Ъ". Теперь основной бенефициар группы СОК Юрий
Качмазов намерен представить этот план на собрании акционеров
АвтоВАЗа, которое пройдет в этот четверг: в 2008 году господин
Качмазов, как говорят источники "Ъ", собрал около 1% акций
АвтоВАЗа. Борис Алешин сказал "Ъ", что плана группы СОК пока не
видел, но "если он звучит именно так, то в нем нет ничего
сенсационного". Если АвтоВАЗу покажутся интересными отдельные
предложения СОК, он готов к сотрудничеству, добавил президент
АвтоВАЗа. Михаил Пак из ИФК "Метрополь" сомневается, что
группе СОК доверят управление АвтоВАЗом, поскольку самарская группа
и "Ростехнологии", которые сейчас управляют заводом,-- это
"совершенно разные, если не чуждые, системы, которые уже
конфликтовали". Что касается требования АвтоВАЗа к
поставщикам снизить цены на 10%, продолжает Михаил Лямин из Банка
Москвы, то "поставщикам в этой ситуации деться будет некуда и цены
все равно придется снизить". С другой стороны, говорит он, аудит
АвтоВАЗом поставщика на руку как раз последнему, потому что
позволит более аргументированно отстаивать свою ценовую
политику.