Самолеты перевозчика вновь могут оказаться
под арестом
Авиационный рынок ждет нового витка в
судебных разбирательствах между «ЮТэйром» и его кредиторами. Велика
вероятность, что 20 января в рамках дела о банкротстве в компании
будет введена процедура наблюдения. К перевозчику приставят
временного управляющего, который станет контролировать любые
движения средств на счетах и не позволит менеджменту выводить
деньги или тратить их не на операционную деятельность. Параллельно
«Альфа-Банк» решил отменить мораторий на арест счетов и самолетов
организации. Похожие требования выдвинул и другой кредитор – «Югра
СПб», которому «ЮТэйр» задолжал около 6 млрд рублей. В случае
введения обеспечительных мер по требованиям обоих финучреждений
велика вероятность, что перевозчик не сможет рассчитываться со
своими текущими платежами за топливо, аэропортовое и
аэронавигационного обслуживание, что, в свою очередь, приведет к
закрытию маршрутов, и, возможно, к прекращению деятельности
авиакомпании.
В среду 14 января состоялось заседание Арбитражного суда
Ханты-Мансийского округа– Югры, на котором рассматривался вопрос
введения процедуры внешнего наблюдения в авиакомпании «ЮТэйр». В
пресс-службе ведомства Правде УрФО сообщили, что судья Сергей Ильин
«объявил в заседании перерыв до 20 января».
Заявление о банкротстве уральского авиаперевозчика было подано ЗАО
«Инвестиционно-финансовая компания «Авиализинг» (г. Пермь) из-за
долга в 3,5 млн рублей. Позже иск поддержала авиакомпания «Роял
Флайт» (бывшая «Абакан-авиа»). За день до старта процесса инициатор
банкротства подал в суд Югры заявление о процессуальном
правопреемстве.
«Теперь «ЮТэйру» придется разбираться с другой компанией. Мы
переуступили их долг, поэтому на суд придет другой кредитор –
«Альфа-Банк»», – рассказывал Правде УрФО председатель совета
директоров «Авиализинга» Виктор Новиков.
Авиакомпания же в это время начала более активно демонстрировать
свою низкую дееспособность. Перевозчик решил отказаться от ранее
называемых им наиболее прибыльными маршрутов. В частности, в
осенне-зимний навигационный период были отменены прямые перелеты из
крупных региональных центров в Москву. в том числе из
Екатеринбурга, Казани, Омска, Барнаула, Новосибирска, Иркутска,
Архангельска и Волгограда. Тогда пассажиры, купившие билеты
заранее, получили предложения либо сдать их за 100% стоимости, либо
отправиться в Москву с других расположенных по близости аэропортов,
из которых «ЮТэйр» пока продолжает летать.
Стоит напомнить, что «Альфа-Банк» плотно взялся за выбивание долгов
из уральского перевозчика. Кредитная организация подала в суд
Москвы 10 исков о взыскании долгов с «ЮТэйра» и его «дочки»
«ЮТэйр-Лизинг». Речь идет о просроченных кредитах в общей сложности
в размере нескольких миллиардов рублей. В конце 2014 года суд
поддержал банк в вопросе наложения ареста на имущество должника на
сумму 11,9 млн долларов. Речь шла об используемых авиакомпанией
вертолетах и самолетах, а также аэропортовом оборудовании и счетах
«ЮТэйра». Но позже федеральные власти убедили «Альфа-Банк»
приостановить требования об аресте воздушных судов «ЮТэйра» до
конца новогодних праздников.
В пресс-службе банка заявили, что он выполнил просьбу правительства
РФ о введении моратория на взыскание задолженности с компании
«ЮТэйр», который действовал в период новогодних праздников.
«К сожалению, ситуация с задолженностью остается неурегулированной.
В этой связи мы продолжим комплекс юридических действий,
направленных на взыскание просроченной задолженности, в том числе
включающий и аресты летного имущества компании. Вместе с тем мы
по-прежнему готовы к конструктивному диалогу с руководством
«ЮТэйра» о погашении задолженности», – отметили представители
банка, добавив, что их действия направлены на защиту интересов их
клиентов и вкладчиков.
По мнению старшего аналитика ИФК «Метрополь» Андрея Рожкова, арест
имущества и счетов «ЮТэйра» негативно скажется на операционной
деятельности компании. «Арест денег затруднит расчеты с
поставщиками топлива, аэропортовых и аэронавигационных услуг. Если
это произойдет, поставщики могут в одностороннем порядке
расторгнуть договоры с авиакомпанией, из-за чего ей придется
сократить маршрутную сеть», – подчеркнул эксперт.
Ранее Правда УрФО рассказывала о том, что для реструктуризации
долгов перевозчик планировал распродать самолетный парк и
отказаться от части лизинговых судов. От ныне летающих 117 лайнеров
к концу года должен был остаться лишь 71 самолет. «ЮТэйр»
рассчитывал выручить от продажи и отказа от лизинга 6,9 млрд
рублей, которые пошли бы на расчеты с кредиторами. Но в случае
наложения ареста на самолетный парк продажа лайнеров не состоится,
и, соответственно, деньги на покрытие долгов авиакомпания не
получит.
Стоит отметить, что опрошенные изданием эксперты в авиаотрасли
считают, что возможное введение процедуры наблюдения в авиакомпании
«ЮТэйр» может позитивно сказаться на ее деятельности, ведь за
работой менеджмента будут следить независимые наблюдатели, которые
не заинтересованы в выводе средств.
«Можно предполагать, что в процессе наблюдения временный конкурсный
управляющий будет контролировать движение средств компании и ее
расходы. Он будет следить за тем, чтоб деньги тратились на
непосредственную профильную деятельность, а не уходили на прочие
нужды», – считает Андрей Рожков.
По мнению источника издания из правовой сферы, велика вероятность,
что именно по этой причине «Альфа-Банк» вмешался в процесс
банкротства и перекупил относительно небольшой долг у
«Авиализинга». «Банк будет иметь возможность повлиять на выбор
временного управляющего. Возможно, если наблюдение все же будет
введено, это будет близкий к кредитной организации человек», –
считает собеседник издания.
В сложившейся ситуации сторонние наблюдатели из регионов
присутствия «ЮТэйра» говорят о том, что банк активизировал свою
деятельность по взысканию долгов сразу после того, как
Вице-премьер правительства РФ Аркадий Дворкович, а также губернатор
Тюменской области Владимир Якушев пообещал поддержку
перевозчику.
«Я думаю, такое суждение вполне может иметь место. Но и с другой
стороны, «Альфа-Банк» всегда отличался спецификой работы с
клиентами. Если они останавливают выплаты по кредитам, банк
начинает активную работу по взысканию долгов. Это их практика –
делать быстрые и резкие шаги, давить на клиентов, чтобы последние
возвращали деньги», – считает Андрей Рожков.
На фоне массовых попыток взыскать долги с перевозчика многие другие
крупные кредиторы стали обращаться в суды с просьбой обязать
«ЮТэйр» выполнить обязательства. Так, ООО «Лизинговая компания
«Югра СПб» также потребовало арестовать счета «ЮТэйра». Кредитор
просит ввести обеспечительные меры по трем искам на общую сумму в
3,9 млрд рублей, однако сегодня суд отказал в удовлетворении
заявления. В общей сложности лизинговая компания подала 6 исков о
взыскании вексельных долгов более чем на 6 млрд рублей.
Правда УрФО будет следить за развитием событий.
Справочно:
Авиакомпания «ЮТэйр» является одной из
пяти крупнейших авиакомпаний России по объемам перевозок
пассажиров. В ее парке более 100 самолетов. За 8 месяцев 2014 года
авиакомпания перевезла 7,5 млн пассажиров. Основными хабами
являются аэропорты Внуково (Москва), Рощино (Тюмень) и аэропорт
Сургута. НПФ «Сургутнефтегаз» принадлежит 60,67% акций
«ЮТэйра».
www.pravdaurfo.ru/articles/kreditory-podtolknuli-yuteyr-k-samolikvidacii