Чтобы обеспечить энергией СП с Magna
Глеб Столяров
“АвтоВАЗ” начал подготовку к строительству
вместе с канадской Magna нового автозавода в Тольятти. Для
производства мощностью 450 000 автомобилей в год
предприятие построит новую ТЭЦ. “АвтоВАЗ” за 10 месяцев этого
года выпустил 638 503 автомобиля. Выручка по РСБУ за
девять месяцев 2006 г. — 111,9 млрд руб., чистая
прибыль — 5 млрд руб. На минувшей неделе председатель
комитета по энергетике при совете директоров “АвтоВАЗа” Аркадий
Евстафьев объявил о намерении предприятия построить в Тольятти
новую ТЭЦ. Он напомнил, что “АвтоВАЗ” готовится к строительству
вместе с канадской Magna нового автосборочного завода на
450 000 автомобилей в год. В минувший четверг проект
соглашения с Magna был одобрен советом директоров “АвтоВАЗа”, а его
подписание планируется на 22 декабря. Как сообщил Евстафьев
“Ведомостям”, решение о строительстве ТЭЦ еще не утверждено советом
директоров предприятия. Но эта идея обсуждалась с руководством
компании “Итера”, которая может принять участие в проекте.
Пресс-секретарь “Итеры” Евгений Остапов не смог прокомментировать
этот проект. Предполагается, что новая ТЭЦ будет снабжать теплом и
электроэнергией как завод, так и население Тольятти. “АвтоВАЗ”
хочет независимости от энергетиков, говорит заместитель
гендиректора предприятия по социально-экономическому развитию
Евгений Юрьев. По его словам, уже в 2008 г. государство может
отказаться от регулирования тарифов на электроэнергию, что грозит
инвестиционной привлекательности завода. В Волжской ТГК, которой
принадлежат обе существующие ТЭЦ в Тольятти, считают идею
строительства новой ТЭЦ экономически неоправданной. Начальник
управления по связям с общественностью ВоТГК Владимир Громов
говорит, что одна из ТЭЦ недозагружена. Компания предлагает
протянуть от нее теплотрассу к “АвтоВАЗу”, что обеспечит
потребность предприятия до 2015 г., в том числе с учетом
строительства нового завода совместно с компанией Magna. По словам
Громова, этот проект может обойтись в 15 раз дешевле, чем
строительство новой ТЭЦ. Аналитик компании “Метрополь”
Александр Жуков понимает желание “АвтоВАЗа” построить собственную
ТЭЦ. По его словам, в ближайшие годы покупать тепло у энергетиков
по централизованно утверждаемым тарифам может быть выгоднее, чем
строить собственные мощности. Но через несколько лет система
регулирования тарифов может действительно кануть в Лету. А это
чревато ростом цен на тепло. “АвтоВАЗу” нужно избавляться
от непрофильных бизнесов, а не инвестировать в них“, —
парирует аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. По ее словам,
“АвтоВАЗ” не энергоемкое производство, а строительство собственных
мощностей вовсе не обязательно даже для металлургов. А аналитик ИФК
“Солид” Игорь Федюк говорит, что, построив ТЭЦ, “АвтоВАЗ” может
променять зависимость от энергетиков на зависимость от газовиков.
Между тем газ сейчас в дефиците и в ближайшие несколько лет его
стоимость может существенно вырасти. По словам Федюка, ТЭЦ строятся
блоками по 100 МВт, поэтому, если у “АвтоВАЗа” образуется
избыток тепла, он сможет продавать его населению. Аналитик говорит,
что 1 МВт энергомощностей стоит около $1 млн.