Сотрудничать с «Ростехнологиями» хотят и олигархи, и
зарубежный бизнес
Даниил Шабашов, Юлия Карулина
В 2007 году было популярно создавать госкорпорации. Эксперты
скептически отнеслись к этой затее, однако бизнес отнесся к этому
со всей серьезностью и в уходящем году всячески старался
подружиться с госкорпорациями, точнее с одной из них —
«Ростехнологиями». Эта компания, созданная на базе экспортера
российского вооружения — «Рособоронэкспорта», в прошлом году
обзавелась значительным числом солидных партнеров, среди которых не
только капитаны отечественного бизнеса — Алишер Усманов, Виктор
Вексельберг, но и мировые гиганты, такие как Renault, Daimler и
Pirelli.
О создании «Ростехнологий» (Государственной корпорации по
содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной
промышленной продукции) было объявлено осенью 2007 года, и
госкорпорация с первых дней работы начала искать для себя новые
направления деятельности. Возглавленная Сергеем Чемезовым, другом
тогдашнего президента России Владимира Путина, затеяла в 2008 году
ряд амбициозных проектов, непосильных для частного бизнеса.
Главным достижением «Ростехнологий» стали заслуги в привлечении
зарубежных партнеров для российских предприятий автопрома.
Госкорпорация сумела свести французскую Renault и АвтоВАЗ, а под
занавес уходящего 2008 года убедила немецкий Daimler купить пакет
акций КамАЗа — пока только 10%, но зато по докризисной цене и с
возможностью дальнейшего увеличения доли. При этом на базе
поставщиков АвтоВАЗа госкорпорация начала создание холдинга
автокомпонентов, который сможет занять до 40% российского рынка.
Также машины нужно во что-то «обувать» — и вот уже на
сотрудничество с «Ростехнологиями» польстилась итальянская Pirelli,
до этого несколько лет размышлявшая о приходе в Россию в качестве
производителя. Теперь партнеры строят под Тольятти шинный завод,
который в том числе будет обеспечивать АвтоВАЗ.
Создав структуру, ответственную за российский авиапром, — ОАК,
государство не могло не найти ей и соответствующего покупателя.
Совместно с правительством Москвы «Ростехнологии» в конце года
начали создавать авиакомпанию «Росавиа» на базе как госактивов в
отрасли, так и обанкротившегося альянса AiRUnion. Новый
авиаперевозчик уже намерен побороться за лидерство с «Аэрофлотом».
И хотя это пока лишь зарегистрированное с небольшим уставным
капиталом общество, компания уже вошла в список из 295
системообразующих предприятий страны.
В горнодобывающей отрасли, казалось бы, непрофильной для
«Ростехнологий», госкорпорация также была нарасхват. Крупнейшее в
мире месторождение меди, Удоканское, досталось «Металлоинвесту», с
которым госкорпорация создает СП для его разработки. Кроме того,
совместно развивать проекты с «Ростехнологиями» захотел Виктор
Вексельберг. Их совместное предприятие «Русинвестпартнер»
проявило интерес к рудным проектам группы «Метрополь», которая
поначалу делала ставку в освоении полиметаллических руд на
иностранных партнеров. Зазывали «Ростехнологии» даже в
производство минудобрений, совместно с «Сильвинитом» корпорация
собиралась осваивать калийные месторождения.
Но кризис не обошел стороной даже этого столпа, что немудрено,
учитывая немалые долги входящих в госкорпорацию предприятий.
Впрочем, не приходится сомневаться, что Чемезову помогут. Ряд
активов «Ростехнологий» вошли в список системообразующих
предприятий, которым, по крайней мере, обещано государственное
содействие в эти непростые времена, кроме того, госкорпорация
рассчитывает и на прямые вливания.