Ирина Малкова, Ксения Рыбак
Государство хочет помочь “АвтоВАЗу”, но завод
никак не может придумать проект, под который он мог бы получить
бюджетное финансирование. ФГУП “Рособоронэкспорт” все равно поможет
предприятию: для решения первоочередных задач ФГУП предоставит
“АвтоВАЗу” гарантии под банковские кредиты на сумму около
$100 млн. “АвтоВАЗ” в 2005 г. произвел
721 500 машин. Выручка по РСБУ в 2005 г. —
132,5 млрд руб., чистая прибыль — 1,4 млрд руб.
64% акций завода принадлежат его “дочкам”. В конце декабря
2005 г. предприятие перешло под управление
“Рособоронэкспорта”. “Рособоронэкспорт” — посредник
государства по экспорту-импорту продукции военного назначения.
Объем продаж в 2005 г. — $5,2 млрд. Cумма
подписанных контрактов в 2005 г. превысила $9 млрд.
Выручка за 2004 г. — 6,19 млрд руб., чистая
прибыль — 1,34 млрд руб. “АвтоВАЗ” никак не может
предложить Минэкономразвития проект для получения средств
инвестфонда или хотя бы госгарантий из него по коммерческим
кредитам. Бизнес-план проекта по строительству второго завода в
Тольятти мощностью 450 000 машин в год оказался
убыточным, поэтому подача заявки в инвестфонд откладывается на
неопределенный срок, рассказали “Ведомостям” несколько источников,
близких к предприятию. В итоге поддержать завод решил сам
“Рособоронэкспорт”. Как заявил вчера начальник департамента
экспорта продукции военного назначения и импорта сухопутного
вооружения “Рособоронэкспорта” Игорь Севастьянов, ФГУП готов
выделить “АвтоВАЗу” около $100 млн на закупку технического
оборудования, в том числе по лизинговым схемам. Представитель
“АвтоВАЗа” уточнил “Ведомостям”, что ФГУП не будет финансировать
предприятие, а скорее всего выдаст гарантии для получения
банковских кредитов, которые будут использованы для модернизации и
поставки нового оборудования. “Рособоронэкспорт” работает на
внешних рынках, поэтому у него есть возможность оказать “АвтоВАЗу”
содействие в заключении контрактов на поставку нового западного
оборудования, — говорит он. — Сейчас в проработке
находится порядка 50 контрактов, их общая стоимость и
оценивается примерно в $100 млн“. Аналитик банка “Траст”
Леонид Игнатьев считает, что под гарантии госструктуры завод может
привлекать средства в госбанках на более выгодных условиях. Он
добавляет, что, поскольку “Рособоронэкспорт” — это ФГУП, сумма
предоставляемых им гарантий должна быть прописана в его годовом
бюджете. В “Рособоронэкспорте” не стали это комментировать.
Эксперт, знакомый с ситуацией на “АвтоВАЗе”, говорит, что
$100 млн — лишь малая часть необходимых “АвтоВАЗу” для
техперевооружения средств. Он считает, что эти деньги пойдут на
решение первоочередных задач, например на замену самого старого
оборудования. На самом “АвтоВАЗе” не смогли уточнить, о поставке
какой техники договаривается “Рособоронэкспорт”. “В масштабе
проблем, которые предстоит решить "АвтоВАЗу", $100 млн
действительно небольшие деньги”, — соглашается аналитик
“Уралсиба” Кирилл Чуйко. На модернизацию существующего
производства и запуск около 10 новых моделей менеджмент
“АвтоВАЗа” обещал потратить до $5 млрд в течение ближайших
нескольких лет, напоминает Александр Жуков из “Метрополя”. Он
предполагает, что средства, привлеченные под гарантии
“Рособоронэкспорта”, могут быть направлены на проекты, которые
позволят увеличить производство уже заявленных моделей — Lada
Kalina и Lada Priora. А вот как “АвтоВАЗ” будет привлекать
основные инвестиции, до сих пор не ясно, резюмирует Чуйко.