Александр Панченко
Группа построит в порту нефтяной
терминал
Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова обошла Global Ports в конкурсе
на строительство нефтяного терминала в Роттердаме — соответствующие
документы будут подписаны сегодня. По оценкам экспертов, новый
актив обойдется "Сумме" в $300 млн. Но на рынке не уверены, что
группа сможет создать в Роттердаме эффективный хаб для реэкспорта
морским путем: грузы, которые придут в порт из Приморска, нужны
лишь европейским странам, которые сегодня получают их напрямую.
Группа "Сумма" Зиявудина Магомедова вместе
компанией Vitol победила в конкурсе на строительство нефтяного
терминала в порту Роттердам. Сегодня в Москве стороны подпишут
генеральное соглашение. Согласно конкурсной документации,
победитель построит нефненаливной терминал (Tank Terminal Europoort
West, TEW) на двух участках площадью 45 га и 10 га. Объект должен
стал "полноценным нефтеналивным хабом", в котором большая часть
нефти и нефтепродуктов реэкспортируется морским путем. Победитель
определялся исходя из критериев стоимости строительства, сроков
окупаемости проекта, концессионной платы за использование
территории порта и предполагаемого размера портовых сборов. Порт
также учитывал будущий грузооборот и гарантии его обеспечения.
В "Сумме" отказались раскрывать подробности
проекта. Источник "Ъ" на рынке утверждает, что заявка "Суммы"
конкурировала только с заявкой другого российского портового
оператора — группы Global Ports. Последняя, по словам заместителя
министра транспорта Виктора Олерского, шла на конкурс вместе с
нидерландской Vopak. Исходно среди претендентов на проект были и
китайские инвесторы, но они заявку так и не подали, говорит
собеседник "Ъ". Другой источник, однако, утверждает, что в конкурсе
все же принимали участие три альянса, но не может назвать третьего
претендента.
430 миллионов тонн грузов обслужил порт
Роттердама в 2010 году
Собеседник "Ъ" на рынке утверждает, что теперь "Сумма" в интересах
своего партнера, государственной "Траснефти", сможет обеспечить
транспортировку нефти от их совместного порта Приморск (входит в
ОАО НМТП, где "Сумме" и "Траснефти" принадлежит 50,1% акций) до
Роттердама, откуда груз будет идти потребителям на других рынках.
Морскими перевозками от Приморска до Роттердама "Сумма" заниматься
не будет: скорее всего, к этому привлекут основных игроков рынка,
включая государственный "Совкомфлот", работающий в Приморске.
Другой источник "Ъ" в отрасли сомневается, что
"Сумма" сможет реализовать план создания "нефтяного хаба" в
Роттердаме. "По большому счету из Роттердама можно торговать только
внутри Северо-Западной Европы: США готовы покупать российскую нефть
крайне редко, а логистика до Азии получается невыгодной. Но сегодня
нефть из Приморска и так уже напрямую доставляется во Францию,
Литву, Польшу и другие страны, поэтому концепция не работает",—
поясняет собеседник "Ъ".
Елена Сахнова из "ВТБ Капитала" полагает, что
стоимость проекта не превысит $300 млн.Андрей Рожков из
ИФК "Метрополь" считает, что у Global Ports было не меньше шансов
успешно реализовать проект в Роттердаме. "Vopak, как, впрочем, и
Global Ports, хорошо известны в Европе и у них есть опыт в успешной
перевалке не только нефти, но и хорошие проекты по
нефтепродуктам",— полагает он. По мнению Елены
Сахновой из "ВТБ Капитала", "Сумма" смогла победить, так как у нее
был наиболее проработанный проект, а с партнером в лице
"Транснефти" группа смогла предоставить лучшие гарантии по
грузопотоку.
http://www.kommersant.ru/doc-y/1798969