Разработан новый маршрут для китайского
кокса
Клим Палеха, Елена Попова
Металлургическая компания Finnfjord AS планирует
развивать поставки кокса из Китая в Норвегию через Архангельский
порт.
Руководитель по логистике норвежской компании
Finnfjord AS Стен Олаф Нильсен возобновил обсуждение этого проекта
на заседании Управляющего комитета Баренцева/Евроарктического
транспортного региона.
До конца прошлого года компания доставляла груз
морским путём, однако после захвата их судна Finnfjord с грузом
сомалийскими пиратами решила налаживать смешанные перевозки: по
железной дороге до российского порта и далее – по морю в Норвегию.
Как писал «Гудок», в декабре 2008 года компания перевезла новым
маршрутом пробную партию кокса. Как рассказал представитель
Архангельского морского торгового порта (АМТП), после этого
компания взяла тайм-аут, чтобы посчитать рентабельность маршрута.
«С тех пор возобновления переговоров о сотрудничестве не было», –
утверждают в порту.
По словам Стена Олафа Нильсена, итоги пробной
отправки устроили компанию. Срок доставки груза по сравнению с
традиционным морским маршрутом сократился на 20 дней. Кроме того,
новая схема позволяет перевозить грузы небольшими партиями по
две-три тонны, тогда как морскими судами выгодно возить только
крупные партии.
«Мы выбрали Архангельск, потому что он не такой
загруженный, как порт в Мурманске, и обладает большими свободными
мощностями», – говорит Стен Олаф Нильсен. Исполняющий обязанности
заместителя губернатора Архангельской области Александр Мирелли
отметил в ходе заседания, что проект может быть использован в
дальнейшем не только для доставки кокса, но и для транспортировки
других грузов.
Развитие этого проекта выгодно самому порту. Как
писал «Гудок», за первые четыре месяца 2009 года объём перевалки
грузов в АМТП упал на 27%. При этом порт загружен на 30% от
проектной мощности.
Аналитик ИФК «Метрополь» Надежда Тимохова
отмечает, что для порта, мощности которого простаивают, выгодно
получить дополнительный грузопоток. «Если норвежцы посчитали этот
маршрут оптимальным, то Архангельский порт сможет неплохо
заработать», – говорит эксперт.
Участники рынка сомневаются в разумности
реализации этого проекта. По словам начальника управления сбыта ОАО
«Кокс» Владимира Курсова, европейский рынок потребления кокса
сейчас встал. «Мы ещё в прошлом году продали небольшую партию
кокса, которая предназначалась для одного европейского
металлургического предприятия, привезли его в Архангельский порт,
разгрузили, но этот кокс оттуда до сих пор не забрали», –
рассказывает он. По его словам, смысла перевозить кокс из Китая
нет.
«После введения в КНР экспортных пошлин на кокс
в размере 40% он стал очень дорогим, и это даёт нам возможность
находить новые контракты там, куда раньше сырьё сбывал Китай», –
говорит Курсов. Его слова подтверждают в «Алтай-коксе». «В качестве
рынка сбыта сейчас просыпается Азия именно благодаря тому, что
оттуда ушёл Китай, а поставки в Европу резко сократились», –
рассказал «Гудку» источник в компании.