Алексей Топалов
Минэкономразвития хочет обязать нефтяников
продавать 10% нефтепродуктов на бирже еще до принятия
соответствующего закона. Биржевая цена в российских условиях не
будет рыночной и прозрачной, но поможет ФАС вести дела против
нефтяников.
Власти хотят ускорить начало биржевой торговли
нефтепродуктами. Пока закон, обязывающий нефтяников продавать 10%
своей продукции на биржевых или электронных торгах, не принят,
однако Минэкномразвития намерено уже сейчас выдать директивы о
биржевой торговле «Роснефти» и «Газпром нефти». Об этом заявил в
четверг директор департамента развития конкуренции
Минэкономразвития Александр Пироженко. Идею торгов на бирже
лоббирует в основном Федеральная антимонопольная служба. Такая
модель, по замыслу ФАС (а Пироженко – выходец именно из
антимонопольной службы), должна способствовать более прозрачному
ценообразованию. Однако аналитики говорят, что в действительности
все может обернуться фарсом.
«Биржевая торговля (в том числе и
нефтепродуктами) – вещь сама по себе замечательная и нужная, но не
в российских условиях, – говорит начальник аналитического отдела ИК
«Галлион Капитал» Александр Разуваев. – Для того чтобы биржа начала
нормально работать, необходимо большое количество как продавцов,
так и покупателей, а также наличие значительной доли
игроков-спекулянтов со всего мира, как на биржах Нью-Йорка и
Лондона».
У нас такое, по оценке эксперта, возможно лишь
через двадцать-тридцать лет, сейчас иностранные игроки на
российскую биржу просто не пойдут. «В самой России не так много
крупных нефтяных компаний, – напоминает Разуваев. – А что будут
делать на бирже «Роснефть» и «Газпром нефть» всего лишь вдвоем –
вообще непонятно».
Сама идея биржи подразумевает невозможность того
или иного игрока влиять на цены. А «Роснефть» и «Газпром нефть»,
даже если не договорятся между собой, все равно смогут оказывать на
ценообразование колоссальное влияние – просто потому, что их будет
только двое.
Впрочем, даже если биржевые цены не будут
стопроцентно рыночными, само их наличие окажет ФАС серьезную
поддержку в делах против нефтяных компаний. «ФАС необходима точка
отсчета, определенная цена на нефтепродукты, с которой служба будет
сравнивать оптовые цены, устанавливаемые нефтяными компаниями, –
поясняет аналитик ИФК «Метрополь» Алексей Кокин. – В настоящее
время четких критериев, по которым можно точно оценить, завышала та
или иная компания цены или нет, не существует».
Ускоряя процесс введения биржевых торгов,
антимонопольная служба укрепляет свои позиции в преддверии судов с
нефтяными компаниями, которые ФАС обложила миллиардными штрафами,
считает Кокин. Пока же позиция ведомства, по его словам, не то
чтобы слаба, но из-за отсутствия биржевой цены неочевидна.
В последнее время Федеральная антимонопольная
служба значительно усилила свое влияние, в этом ей помогло принятие
так называемого второго антимонопольного пакета. По новым законам
ведомство может осуществлять частые проверки, привлекать
правоохранительные органы и пользоваться их инструментами –
просматривать переписку, прослушивать телефоны, производить выемки
документов. Это дает больше шансов уличить компанию в
злоупотреблении доминирующим положением, а главное – доказать
это.