Анастасия Матвеева, Ольга Болотова
Работники Ванинского порта пожаловались на
Soleggiato Investments Limited
Работники порта Ванино обратились к президенту и
премьер-министру страны в связи с планами акционеров компании –
структурами Олега Дерипаски – поставить новое руководство и
сократить рабочие места. В компании Дерипаски уверены, что письмо
инициировал менеджмент порта, который не хочет терять свои
позиции.
Коллектив работников «Ванинского морского
торгового порта», крупнейшей в Хабаровском крае стивидорной
компании пожаловался президенту Дмитрию Медведеву и председателю
правительства Владимиру Путину на акционеров порта.
«Тревогу и озабоченность вызывают действия
иностранной компании Soleggiato Investments Limited (Кипр) по смене
руководства порта. Являясь акционером порта и владея пакетом 21,6 %
голосующих акций, оффшорная компания пытается при поддержке
чиновников Росимущества поставить своего директора», – говорится в
открытом письме, подписанном 518 сотрудниками, которое опубликовано
на сайте порта.
Эти планы содержатся в программе деятельности
порта, которую кипрская компания представила в совет директоров
компании. Коллектив опасается, что программа ставит целью незаконно
получить контроль над портом. «Предложенный компанией кандидат на
должность генерального директора порта, ранее был уволен с
должности руководителя другого предприятия, так как не справился с
работой. Кроме того он же является руководителем компании —
участника аукциона по продаже госпакета акций порта.
Это свидетельствует о намерении компании
получить контроль над портом в обход приватизационного
законодательства», – отмечают работники Ванино.
Коллектив отмечает, что акционер распространяет
негативную информацию о предприятии, «которая не имеет ничего
общего с действительностью», чтобы максимально снизить цену пакета
акций предприятия. «По всей видимости, они и сорвали аукцион по
продаже порта Ванино», – говорится в письме.
Аукцион по продаже 55% акций ОАО «Ванинский
морской торговый порт» Росимущество провело в середине мая 2011
года. За порт соревновались 14 компаний и одно физлицо, среди них
была и Soleggiato Investments Limited, аффилированная с холдингом
En+ Олега Дерипаски.
Но En+ Group вышла из борьбы после того, как
цена достигла 5,6 млрд рублей. В итоге победителем аукциона стала
компания ООО «Сэлтехстрой», подконтрольная Ивана Микояну, внуку
советского наркома Анастаса Микояна: пакет порта она приобрела за
10,8 млрд рублей, что в 11,6 раза превышало начальную цену.
«Сэлтехстрой» планировал на базе Ванино и
московского Северного порта, в котором также владеет 25,5% акций,
создать крупный международный портовый холдинг с иностранным
участием. Результаты аукциона удивили экспертов: Иван Микоян купил
«Сэлтехстрой» за две недели до торгов, до этого он не занимался
портовым бизнесом, а был известен как учредитель ООО «Московский
театр «Балет на льду» и руководитель Ансамбля балета на льду.
В июле результаты аукционы были аннулированы:
«Сэлтехстрой» должен был выплатить деньги до 30 июня, но не сделал
этого. Эксперты не исключали, что «Сэлтехстрой» представляет
интересы «менеджмента порта, заинтересованного в отсрочке
аукциона».
В конце октября замминистра транспорта Виктор
Олерский говорил, что аукцион по продаже 55% уставного капитала
порта Ванино вряд ли состоится в 2011 году.
После аннулирования результатов аукциона
структуры Дерипаски начали добиваться увольнения гендиректора порта
Ванино Альфира Богудинова, мотивируя решение низкими финансовыми и
операционными показателями порта за 2010 год. На его место акционер
предлагает Дмитрия Лисина, который представляет интересы En+ в
совете директоров Ванино. В конце октября En+ обратилась с
соответствующим предложением в Росимущество.
En+ не скрывает своих намерений. Группа
сообщает, что через компанию Soleggiato владеет 28% акций
Ванинского порта с 2004 года и потому как акционер заинтересована в
его развитии. «Однако с 2008 года из-за действий менеджмента порта
объем перевалки неизменно снижается – на фоне роста объемов у
соседних портов»,
– сообщили «Газете.Ru» в En+. По данным группы,
объем перевалки грузов «Ванино» упал с 2008 года почти на 15% (с
6,6 млн до 5,6 млн в год), объем переваливаемого на экспорт
алюминия сократился более чем в четыре раза: с 700 тыс. тонн в 2007
году до 160 тыс. тонн в 2010 году. «Ссылаясь на нехватку мощностей,
порт отказывает в перевалке угля компаниям En+, проводит
недружественную политику по отношению к другим грузоотправителям»,
– сетуют в компании Дерипаски.
Подготовленная En+ Group программа, на которую
жалуется коллектив работников порта, позволит за пять лет вдвое
увеличить перевалку грузов, а также избавиться «от посреднических
структур, аффилированных с менеджментом», уверяют в компании.
Совет директоров Ванинского порта, в том числе
представители государства, поддержал ее, отмечает акционер, но
«менеджмент «Ванино», привыкший рассматривать государственный порт
как свою вотчину, всячески сопротивляется попыткам Росимущества
навести порядок в порту».
Пресс-секретарь премьер-министра Дмитрий Песков
сообщил «Газете.Ru», что обращения работников Ванино в Белом доме
не получали. В Минтрансе заявили, что в ведомство письмо также не
поступало, но если поступит, то будет рассмотрено в установленном
порядке. В Росимуществе не смогли оперативно предоставить
комментарий. В «Ванинским морском торговом порту» телефоны не
отвечали.
Конфликтующей стороной вполне может
выступать менеджмент порта, говорит аналитик «Метрополя» Андрей
Рожков: «Структуры Дерипаски заинтересованы в покупке госпакета
Ванино. Они участвовали в аукционе и могли бы его выиграть.
Дерипаска старается усилить эффективность порта, но менеджмент
заинтересован сохранить свое положение в Ванино, даже в ущерб
производственных показателей – не исключено, что именно он от имени
коллектива работников и опубликовал письмо».
Ситуация вокруг Ванино – это типичный
корпоративный конфликт, соглашается аналитик Rye, Man & Gor
Securities Екатерина Андреянова: «С одной стороны существуют
структуры Дерипаски, которые хотят увеличить свою долю, в другой
стороны – есть портовый менеджмент, который заинтересован в
сохранении своих позиций, – говорит она. – Перенос аукциона более
выгоден менеджменту порта. Дерипаска попытался улучшить ситуацию,
перехватив инициативу, но кто и что сейчас нарушает, сказать
трудно».
Дерипаска тоже «известен достаточно жесткими
методами», отмечает один из источников на транспортном рынке. «При
приватизации и консолидации алюминиевой отрасли, использовались
различные методы получения контроля в ней», – напоминает он.
http://www.gazeta.ru/business/2011/11/18/3839358.shtml