Крупнейшие российские авиакомпании раскрыли
результаты по РСБУ за 2009 г. Первая четверка закончила год с
чистой прибылью. «Аэрофлот» сократил ее в 3,7 раза до 1,6 млрд
руб., а остальные сумели увеличить: «Трансаэро» - на 3,5% до 393
млн руб., «Сибирь» - в 7,6 раза до 553,9 млн руб., Utair - в 2,7
раза до 203,6 млн руб. (см. подробнее график на стр. 07).
С кризисом компании боролись по-разному.
«Аэрофлот» постепенно сокращал штат. Численность его сотрудников в
I квартале 2010 г. снизилась к тому же периоду 2009 г. на 15,6% до
12 763 человек. Сейчас процесс сокращения приостановлен, уверяет
представитель компании. Зато на выплатах управленцам «Аэрофлот» не
экономил: члены правления получили за 2009 г. 37,8 млн руб. (+2,4%
к 2008 г., в среднем 2,9 млн руб. на человека); совета директоров -
30,8 млн руб. (в среднем 2,8 млн руб. на человека; за 2008 г.
выплат не было).
«Трансаэро», наоборот, наращивала штат: до 5395
человек в I квартале (+15,7% к тому же периоду 2009 г.). Выплаты
членам ее совета директоров сократились на 9,3% до 33,3 млн руб.
(4,8 млн руб. в среднем на человека), зато топ-менеджеры в сумме
получили на 8,3% больше, чем в 2008 г.: 80,8 млн руб. (6,2 млн руб.
в среднем на человека).
«Сибирь» урезала выплаты управленцам больше
всех: члены совета директоров компании не получили ничего (в 2008
г. - 49,3 млн руб.), сотрудникам дирекции была выдана только
зарплата (11,9 млн руб. на всех, или 1,3 млн руб. на человека), в
то время как в 2008 г. общий объем полученных ими средств превысил
133,2 млн руб. Комментировать это представитель компании не стал.
Штат «Сибири» снизился на 10,5% до 2596 человек. Совет директоров
Utair также не получил ничего (как и за 2008 г.). Выплаты правлению
снизились на 9% до 107,9 млн руб. (11,9 млн руб. на человека).
Число сотрудников компании сократилось на 7,4% до 5300 человек.
В 2010 г. результаты авиакомпаний
будут лучше, уверен аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков: рынок
авиаперевозок должен вернуться на докризисный уровень. Рост
пассажиропотока составит около 25%, в том числе за счет конкуренции
по цене с железными дорогами, говорит эксперт. Доля авиакомпаний
первой четверки на рынке будет увеличиваться (в 2009 г. превышала
60%) за счет более конкурентных тарифов и улучшения сервиса,
прогнозирует Рожков.
Представитель «Аэрофлота» прогнозы на 2010 г. не
раскрыл, заметив, что рынок дает основания для оптимизма. В планах
«Трансаэро» - превзойти показатели 2009 г., продолжить пополнение
парка, развивать маршрутную сеть, увеличить долю в общем
пассажирообороте компаний России, сказал представитель
компании.
Результат I квартала
В I квартале «Аэрофлот» увеличил выручку на 7%
до 20,9 млрд руб., в 3 раза снизив прибыль до 503,3 млн руб.
«Трансаэро» увеличила выручку на 35% до 10,1 млрд руб., снизив
убыток в 2 раза до 246,4 млн руб., «Сибирь» увеличила выручку на
6,7% до 6,4 млрд руб., чистую прибыль – на 29,5% до 15,8 млн руб.
Utair увеличила выручку на 28,7% до 7,4 млрд руб. Ее убыток вырос в
4,7 раза до 687,1 млн руб.