Дмитрий Беликов
КамАЗ просит отсрочки "Евро-4" до 2014 года
КамАЗ лоббирует в правительстве очередной перенос сроков ввода
топливного стандарта "Евро-4" для автопрома. Эта инициатива уже
стала поводом для конфликта КамАЗа с группой ГАЗ Олега Дерипаски --
последняя добилась госфинансирования под проект создания двигателей
"Евро-4" в Ярославле, но теперь из-за возможной отсрочки введения
стандарта он может оказаться нерентабельным.
Как рассказали "Ъ" несколько участников авторынка, глава КамАЗа
Сергей Когогин лоббирует отсрочку введения стандарта "Евро-4" для
автопрома (вводится с января 2012 года). По их словам, на этой
неделе он обсудил эту тему с главой департамента автопрома
Минпромторга Алексеем Рахмановым, а впервые поднял ее еще в
декабре, на отраслевом совещании у премьера Владимира Путина в
Нижнем Новгороде. С тех пор, уточняют источники "Ъ", господин
Когогин несколько раз встречался с правительственными чиновниками и
убеждал их в необходимости переноса "Евро-4" на 2014 год, однако
пока никаких решений на эту тему нет.
На КамАЗе "Ъ" подтвердили, что "Сергей Анатольевич (Когогин.--
"Ъ") выступает за продление переходного периода для автопрома по
"Евро-4" до 2014 года", объяснив эту инициативу "низким качеством
российского топлива, особенно в регионах". Дело в том, что введение
"Евро-4" в России для автопрома и нефтяников идет несогласованно:
если первые должны адаптировать свои двигатели под этот стандарт
уже начиная с 2012 года, то вторые обязаны начать выпуск топлива
"Евро-4" только с 2014 года. Таким образом, заключают на КамАЗе,
есть риск, что двигатель "Евро-4", заправленный менее качественным
топливом более низкого стандарта, "выйдет из строя, будет снят с
заводской гарантии и все затраты на его ремонт полностью лягут на
потребителя".
Речь идет уже о третьем по счету переносе стандарта "Евро-4",
который Европа ввела еще в 2005 году. Изначально российские
техрегламенты предполагали, что "Евро-4" заработает в России с 2008
года, затем -- с 2010 года, но всякий раз по давлением
автомобильного и нефтяного лобби введение стандартов затягивалось.
Несмотря на то что аргументация КамАЗа касается только дизельных
двигателей и топлива, перенос "Евро-4" коснется также
производителей бензиновых автомобилей в России, потому что перенос
предполагает в целом изменение техрегламента "О требованиях к
выбросам колесных транспортных средств".
Вопрос с отсрочкой введения "Евро-4" стал поводом для очередного
конфликта КамАЗа (подконтролен "Ростехнологиям") и группы ГАЗ Олега
Дерипаски -- в группе уже заявили "Ъ", что выступают категорически
против инициативы господина Когогина. ГАЗ, напомним, вложил более
12 млрд руб. в собственный двигательный проект в Ярославле, получив
под него госфинансирование. Из-за него группа конфликтовала с
КамАЗом. Теперь есть риск, что проект ГАЗа будет нерентабельным:
если введение стандарта будет отложено, "эти двигатели покупать
никто не будет -- все выберут более дешевые "Евро-3"", говорит
источник "Ъ" в группе, отмечая, что разница в цене двигателей
иногда достигает 20%.
Нынешний конфликт завода с группой ГАЗ рискует выйти на уровень
вице-премьера Игоря Сечина. Как рассказывают источники "Ъ", на
встрече с господином Когогиным Алексей Рахманов в целом согласился
с доводами Сергея Когогина, но дал понять, что "решение столь
серьезных вопросов, как перенос "Евро-4", конечно, прерогатива
правительства" (господин Рахманов вчера не отвечал на звонки "Ъ").
Сейчас КамАЗ готовит подробный анализ рынка топлива в регионах,
объясняют источники "Ъ", "и, если цифры будут убедительны, они
будут направлены в аппарат Игоря Ивановича (Сечина.-- "Ъ")".
Скорее всего, этот будет тот случай, когда приоритет
будет отдан аргументации КамАЗа как крупнейшего производителя
тяжелых грузовиков в России, полагает Андрей Рожков из ИФК
"Метрополь". С другой стороны, государство инвестировало деньги в
проект в Ярославле, отмечает Михаил Пак из ИК "Атон", поэтому
сделать его нерентабельным уже не может.