Алексей
Топалов
Болгария может выйти из проекта нефтепровода Бургас –
Александруполис. Власти страны заявляют, что у них нет денег на
строительство этой трубы. Но эксперты полагают, что Болгария просто
начала торг: выходить из выгодного проекта она не намерена, но и
платить не хочет.
Болгария предупредила, что может свернуть два совместных с
Россией энергетических проекта. Глава болгарского минфина Симеон
Данков сообщил, что страна не располагает финансовыми ресурсами для
реализации АЭС «Белене» и власти намерены рассмотреть вопрос о
замораживании этого проекта, пишет Financial Times. Кроме того,
болгарское правительство может пересмотреть участие в строительстве
нефтепровода Бургас – Александруполис.
«Во время кризиса делаются вещи, которые в другой ситуации мы бы
не сделали», – отметил Данков.
Атомную электростанцию «Белене» в Болгарии строит российский
«Атомстройэкспорт». Контракт на строительство был подписан в январе
прошлого года, АЭС имеет два блока (мощность каждого превышает 1
ГВт), стоимость работ составляет около 4 млрд евро. Причем Россия
неоднократно предлагала Болгарии государственный кредит размером до
3,8 млрд евро, правда, в обмен на предоставление гарантий от
болгарского правительства.
«Очевидно, болгарские власти решили, что привлекать такой
крупный кредит нецелесообразно. Возможно, потому что могли
возникнуть проблемы с его погашением, – полагает аналитик ИК
«Брокеркредитсервис» Ирина Филатова. – Кроме того, неизвестно,
какие конкретно условия по кредиту выставила Россия». В целом, по
словам Филатовой, отказ от проекта АЭС «Белене» стал бы оптимальным
решением, устраивающим все стороны. «Инвестиции такого масштаба
хороши в период роста рынка, – поясняет эксперт. – А
сейчас,во время кризиса, когда
неизвестно, будет ли востребована электроэнергия этой АЭС, с
экономической точки зрения даже лучше, что проект может быть
заморожен на ранней стадии, пока не началось серьезное
строительство».
А вот с нефтепроводом Бургас – Александруполис ситуация
выглядит неоднозначной. Эта труба, соглашение о строительстве
которой Россия, Болгария и Греция подписали еще летом 2007 года,
должна обеспечивать прокачу 35 млн тонн нефти в год (с возможным
увеличением мощности до 50 млн тонн). Изначально стоимость проекта
оценивалась в сумму порядка $1 млрд, однако сейчас, по оценке
аналитика ИФК «Метрополь» Алексея Кокина, эта цифра может вырасти до
$1,2–1,5 млрд.
Доли распределились следующим образом: 51% – Россия (по 17% у
«Транснефти», «Роснефти» и «Газпром нефти»), 24,5% – Болгария и
24,5% – Греция. Однако не сообщалось, что финансировать
строительство участники должны пропорционально долям. В этом свете
нынешнее заявление Болгарии приобретает вполне определенный
смысл.
«Начинаются торги, Болгария хочет заплатить как можно меньше, но
при этом сохранить свою долю в проекте, чтобы впоследствии получать
плату за транзит нефти,– поясняет
Кокин. – По всей видимости, Болгария постарается вообще ни за что
не платить, лишь позволит прокладку трубы по своей территории.
Можно с уверенностью предположить, что именно такой вариант с
самого начала и рассматривался. За все будут платить
русские».
Третий участник – Греция – пока заявляет, что строительство
трубы Бургас – Александруполис имеет для нее ключевое значение. В
греческий парламент в ближайшие дни даже будет внесен законопроект,
способствующий дальнейшему ускорению процедур строительства.
Впрочем, эксперты не исключают, что в будущем и греки могут начать
добиваться наиболее выгодных для себя условий.