Завод не будет продавать
"Ладу-Сервис"
Дмитрий Ъ-Беликов
АвтоВАЗ отказался от идеи продажи дочерней
сбытовой сети ОАО "Лада-Сервис". Завод ожидает от государства $1
млрд, что делает бессмысленным продажу сети в четыре раза дешевле
рыночной стоимости — за $150 млн. По мнению руководства АвтоВАЗа,
сейчас важнее гарантированный сбыт. Остатки на складах завода
сопоставимы с продажами за два месяца.
В пятницу АвтоВАЗ сообщил, что отказался от идеи
продажи дочернего дилерского холдинга ОАО "Лада-Сервис". Это
решение, пояснили на заводе, связано с "неблагоприятной ситуацией
на рынке". Вернется ли АвтоВАЗ к идее продажи "Лады-Сервис", на
заводе не пояснили. О желании продать до 100% акций "Лады-Сервис"
президент АвтоВАЗа Борис Алешин заявил в сентябре, уточнив, что
сделку планируется закрыть уже в 2009 году. Уже к концу октября на
сеть нашелся покупатель — дилер АвтоВАЗа, владелец холдинга
"Фаворит-моторс" Владимир Попов, готовый заплатить $150 млн.
Независимые аналитики оценивали сеть в $600 млн, а в условиях
кризиса — в $350 млн. В пятницу господин Попов сказал "Ъ", что
сожалеет о решении АвтоВАЗа, однако по-прежнему готов купить
"Ладу-Сервис".
Источники "Ъ" на АвтоВАЗе поясняют, что он
отказался от сделки, поскольку сейчас "достаточно неопределенная
ситуация с продажами". В октябре АвтоВАЗ признал, что его складские
запасы достигают 100 тыс. машин (сопоставимо с двухмесячным объемом
продаж завода) и что у дилеров нет денег на выкуп автомобилей. В
этой ситуации, уточняют собеседники "Ъ" на АвтоВАЗе, "гораздо
спокойнее иметь собственный канал сбыта, который будет
гарантированно выкупать автомобили". "Лада-Сервис" объединяет 140
дилерских центров АвтоВАЗа по всей России, на сеть приходится 25%
сбыта завода.
Кроме того, говорят собеседники "Ъ" на заводе,
"под собственную дилерскую сеть можно увереннее привлекать
финансирование". Как уже сообщал "Ъ", сейчас АвтоВАЗ ведет
переговоры о выделении ему госфинансирования в объеме до $1 млрд,
для того чтобы фактически предоставить своим дилерам товарный
кредит. Этот кредит может выдать Внешэкономбанк, механизм сейчас
уточняется. В пятницу агентство "Интерфакс" сообщило, что завод
предлагает государству выкупить его три облигационных займа на
общую сумму $740 млн — как обращающихся, так и готовящихся к
выпуску. На АвтоВАЗе говорят, что выкуп облигаций — один из
возможных механизмов кредитования завода государством. В
мае-августе 2009 года АвтоВАЗу будет предъявлено к погашению
облигаций на общую сумму $300 млн, и часть денег Внешэкономбанка
могла бы пойти на их выкуп, а оставшиеся $600-700 млн — на покупку
новых облигаций АвтоВАЗа и кредиты заводу.
Альтернатива выкупу облигаций — выделение
АвтоВАЗу прямого кредита на $1 млрд. Конкретные условия
кредитования источники "Ъ" не раскрывают, но говорят, что "они
выгоднее облигаций хотя бы потому, что кредит должен быть
долгосрочным" (облигации размещаются на два-три года). Когда будет
принято окончательно решение о форме финансирования, не решено.
АвтоВАЗ не единственный автопроизводитель, обратившийся во
Внешэкономбанк за госфинансированием. Заявку на получение $400 млн
также подала группа ГАЗ.
Михаил Лямин из Банка Москвы считает вариант с
выкупом облигаций более быстрым и удобным для АвтоВАЗа и
Внешэкономбанка. В частности, Внешэкономбанк мог бы перепродать
облигации завода на рынке, рассуждает аналитик, или включить их в
ломбардный список Центробанка (под бумаги, включенные в ломбардный
список, банки могут перекредитовываться в ЦБ). Михаил Пак из
ИФК "Метрополь" считает, что механизм выделения госсредств не так
важен, главное, что АвтоВАЗ наверняка получит обещанный ему $1
млрд. В этой ситуации у завода не будет острой потребности в
деньгах минимум до начала следующего года, поэтому продавать
"Ладу-Сервис" прямо сейчас, на плохом рынке, неразумно.