Конвейер завода будет остановлен на
месяц
Дмитрий Ъ-Беликов
Французский автоконцерн Renault принял решение
остановить конвейер московского завода "Автофрамос" на две недели с
13 декабря. С учетом новогодних каникул конвейер завода фактически
будет стоять месяц. Это первое решение о сокращении производства
западным автоконцерном в России из-за экономического кризиса.
Товарные остатки Renault Logan, единственной модели "Автофрамоса",
достигают двухмесячного объема продаж.
О том, что российский офис Renault принял
решение об остановке производства на "Автофрамосе", "Ъ" рассказали
в двух компаниях-партнерах концерна в России. По словам источников
"Ъ", конвейер "Автофрамоса" будет остановлен с 12 по 31 декабря --
на четырнадцать рабочих дней. Если учесть двухнедельные праздничные
каникулы после Нового года, фактически конвейер будет остановлен на
месяц, отметил один из собеседников "Ъ". В сутки "Автофрамос"
выпускает 330 автомобилей, то есть за время простоя в декабре
недособерет 4,6 тыс. машин. Это порядка 5,75% годового производства
завода -- в 2008 году "Автофрамос" должен был выпустить около 80
тыс. автомобилей.
Глава российского офиса Renault Жан Мишель
Жалинье подтвердил "Ъ" грядущую остановку конвейера "Автофрамоса".
Он пояснил, что с октября Renault "наблюдает снижение своих продаж
(в России.-- "Ъ") вслед за снижением рынка в целом из-за
экономической ситуации". В ноябре "эта тенденция подтвердилась",
добавил господин Жалинье, и российский офис концерна "решил здраво
отреагировать на ситуацию -- временно остановить производство в
декабре". "Это единственное эффективное решение, чтобы адаптировать
уровень производства к уровню продаж Renault",-- подчеркнул
Жан-Мишель Жалинье.
Это первый пример остановки производства
западным автоконцерном в России из-за кризиса. Ранее о сокращении
производства говорили только российские автопроизводители -- КамАЗ
и группа ГАЗ, заявившие о возможном падении выпуска в 2008 году
сразу на 20%.
До кризиса массовая иномарка российской сборки
считалась наиболее востребованным продуктом среди россиян. На
Renault Logan, которая считается эталоном доступной иномарки,
приходится до 70% продаж Renault в России. Однако кризис привел к
сворачиванию программ автокредитования и неуверенности потребителя.
Падение продаж Logan в сентябре составило 15%, а рост в октябре был
незначительным (4%, данные Ассоциации европейского бизнеса).
Ухудшились результаты массовых моделей и у других производителей:
например, продажи Ford Focus, бессменного лидера рынка иномарок в
России, в октябре упали на 30%. Focus собирается на заводе
"Форд-Всеволожск" в Ленобласти, но в российском офисе Ford говорят,
что пока не намерены сокращать его производство. В октябре также
упали продажи массовых автомобилей Hyundai Accent (на 43%), Daewoo
Matiz (22%), KIA Spectra (13%) и Chevrolet Lanos (6%). Несмотря на
это, ни один из опрошенных "Ъ" западных автоконцернов (General
Motors, Volkswagen, Nissan, Hyundai и др.), кроме Renault, не
подтвердил намерений сокращения или пересмотра производственных
планов в России.
В начале ноября Объединение автопроизводителей
России (ОАР) пролоббировало повышение пошлин на импорт в Россию
новых и подержанных иномарок (на иномарки не старше пяти лет
установлен барьер в 30%). ОАР аргументировало необходимость этого,
в частности, тем, что западные автоконцерны в условиях кризиса
будут замораживать производственные программы в России и наращивать
прямой импорт автомобилей на ее рынок. Впрочем, в российском офисе
Renault утверждают, что серьезно пересматривать свои планы в России
пока не намерены. По словам господина Жалинье, концерн не отказался
от планов удвоения мощностей "Автофрамоса" до 160 тыс. машин
(стоимость проекта -- $160 млн). Renault не намерен и сокращать
персонал "Автофрамоса" (2,5 тыс. человек). Остановка конвейера с 12
по 31 декабря будет расцениваться как временный простой, и
сотрудники "Автофрамоса", отправленные на это время в отпуск, будут
получать две трети заработной платы. Персонал завода уже уведомлен
об остановке, говорят в российском офисе Renault.
По данным одного из источников "Ъ",
складские запасы модели Logan (с учетом дилерских складов) сейчас
достигают двухмесячных -- на уровне 12-13 тыс. машин. В этой
ситуации остановка конвейера действительно является наиболее
разумным решением, работать "на склад" не имеет смысла, говорит
аналитик ИФК "Метрополь" Михаил Пак. Дилеры Renault также
относятся к остановке "Автофрамоса" спокойно. Руководитель марки
Renault холдинга "Автомир" Николай Лемехов отмечает, что временное
прекращение производства Logan, конечно, "создаст небольшой дефицит
этой модели весной, в период традиционного роста продаж, но зато
позволит дилерам спокойно пережить более сложный период --
зиму".