Новости
20  Августа  2004
RBC daily
«Транснефть» будет качать «нефтерубли» «Упавший» доллар лишил компанию миллиардных доходов, в связи с чем возможен отказ от валютных ставок тарифов 

Екатерина Гуркина

 

«Транснефть» во «внеочередной» раз повысила на 5% тарифы на транспортировку нефти. Виноват в этом исключительно доллар, который в этом году не оправдал надежд нефтяников. Вице-президент компании Сергей Григорьев пожаловался на то, что при расчете валютной части тарифа использовался прогноз курса в 31,3 руб./долл. Но в марте курс доллара снизился до 28,5 руб., и компания поняла, что выручка окажется меньше, чем ожидалось. Новый тариф, который будет действовать только для экспорта нефти до конца года, призван компенсировать «выпадающие доходы» «Транснефти», которые, по оценкам компании, составили 2,279 млрд руб. Выходит, что начиная с января 2004 г., когда расценки на транспортировку «черного золота» были повышены на 8,62%, в целом тарифы выросли на 14,6%, и с 1 сентября экспортные диспетчерские услуги «Транснефти» обойдутся нефтяникам в 25,22 цента за 1 тонну на 100 км. А для того, чтобы избежать непредвиденные изменения в тарифной политике, Минэкономразвития и Федеральная служба по тарифам (ФСТ) собирается отказаться от валютных ставок тарифов на транспортировку нефти. Другим выходом из ситуации, по мнению аналитиков, может стать корректировка ставки тарифов на основе колебаний курса доллара. Высокий или низкий тариф установила ФСТ для «Транснефти» – понять сложно, поскольку не с чем сравнить. Хотя и существует несколько частных трубопроводов, которые «гонят» нефть внутри страны, «Транснефть» – единственный экспортный «перегонщик» нефти в России. Но экспертов августовское увеличение транспортных расценок не удивило. «Понятно, что расходы компании растут вместе с рублевой инфляцией и рост тарифов отражает темпы роста инфляции. Так, например, в январе транспортный тариф «Транснефти» увеличился на 8%, и такое изменение было связано с 10%-ной инфляцией. Кроме того, укрепление рубля ведет к росту долларовых затрат, а значит, и к уменьшению выручки», – сказал RBC daily эксперт по нефтегазовой отрасли ИК «Метрополь» Евгений Сацков. Нефтяники вынуждены смириться с существующим положением вещей, однако в перспективе ситуация может измениться. В ноябре 2002 г. «ЛУКОЙЛ», «Сибнефть», ТНК и ЮКОС подписали меморандум о строительстве первого в России частного магистрального нефтепровода Западная Сибирь – Мурманск мощностью до 80 млн т нефти в год (экспортные возможности «Транснефти» – около 240 млн т в год). Это не только первый частный проект, но и первый проект, реализуемый в России сразу несколькими крупными компаниями. В Мурманске нефть будет грузиться в танкеры и поставляться на рынки Западной Европы и Северной Америки. Главная его особенность заключается в том, что компании, не возражая против того, чтобы диспетчером стала «Транснефть», настаивают на установлении собственных тарифов на прокачку нефти. «Может сложиться ситуация, когда некоторые нефтяники станут экспортировать нефть не через «Транснефть», а через мурманскую трубу. В таком случае у компании может возникнуть недогруженность мощностей. Поэтому «Транснефть» хочет сохранить за собой монопольное право на экспорт нефти», – считает Евгений Сацков. Однако тотальный контроль над экспортом российской нефти может привести к неприятным последствиям. Дело в том, что уже сейчас существующие трубопроводные мощности не могут справиться с постоянно растущими объемами нефтедобычи в России. В таких условиях у нефтяников остается два выхода: либо сдерживать производство, либо использовать для транспортировки железнодорожный и морской транспорт. А это значительно дороже, чем прокачка нефти по проводам. «Если цены на нефть понизятся – а это непременно произойдет, – то перевозка нефти по железным дорогам и речным и морским путям станет для нефтяников нерентабельной», – считают аналитики. Поэтому частные магистральные нефтепроводы – реалия необходимая. Но здесь возникают противоречия. Еще в прошлом году Герман Греф на Петербургском экономическом форуме заявлял о том, что государству необходимо впустить частные инвестиции в сферу трубопроводного транспорта. Да и президент «Транснефти» Семен Вайншток говорил, что компании не хватает почти 40 млн тонн экспортных мощностей. В марте же текущего года даже Союз нефтеэкспортеров России написал письмо Михаилу Фрадкову с просьбой внести поправки в законодательство, для того, чтобы разрешить частным инвесторам строить коммерческие нефтепроводы. Однако вице-президент «Транснефти» ответил на это, что «в настоящее время дефицита мощностей по прокачке нефти нет – «Транснефть» оперативно наращивает мощности трубопроводной системы», отметив, однако, что в будущем сложности все же могут появиться. Эксперты же пока тревогу не бьют. «Конечно, можно говорить, что загруженность трубопроводных мощностей «Транснефти» очень велика, однако, мне кажется, ситуация пока еще не стала безвыходной», сказал RBC daily аналитик ИК «Церих» Андрей Пискунов. Между тем говорить об ослаблении контроля над национальной «трубой» говорить пока не приходится. Несколько дней назад Министерство природных ресурсов заявило, что ведомство вместе с ФСБ и таможней создаст ведомственную комиссию по проверке заявленных объемов поставок нефти, которые, по мнению чиновников, нефтяники занижают. Такие тенденции вряд ли свидетельствуют о том, что частному трубопроводному экспорту «черного золота» в России позволят расцвести пышным цветом.

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.
Инвестиционная финансовая компания "МЕТРОПОЛЬ" - одна из ведущих российских инвестиционных компаний, входит в группу компаний "МЕТРОПОЛЬ". Работает на фондовом рынке России с 1995 г.

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.