Кирилл Тищенко
К Renault, уже несколько лет собирающему свои
автомобили в России, скоро могут присоединиться другие французские
марки. Минэкономразвития России надеется до конца октября подписать
соглашение о промышленной сборке автомобилей концерна
Peugeot-Citroen. Как рассказал заместитель директора департамента
инвестиционной политики МЭРТ России Дмитрий Левченко, уже
определены объемы инвестиций в проект – около $50 млн – и
предполагаемые объемы производства, которые составят на первых
этапах 20-25 тыс. автомобилей в год. Тем не менее, пока неизвестно
ни место, где будет построен сборочный завод, ни модели, которые
будут на нем выпускаться. По данным «Ведомостей», с начала 2009
года с конвейера нового предприятия будут сходить Citroen C4 и
Peugeot 307. Концерн PSA, объединяющий марки Citroen и Peugeot, на
сегодняшний день – последний в длинной очереди иностранных
производителей, изъявивших желание собирать свои автомобили в
России. К давно обосновавшимся в РФ Ford, Renault и Hyundai в
ближайшие 2-3 года примкнут Nissan, Toyota, Volkswagen, General
Motors, FIAT, Great Wall и Chery. ГАЗ, выкупивший производственные
линии у DaimlerChrysler, намерен уже в следующем году начать выпуск
седанов Dodge и Chrysler. По данным «Коммерсанта», производственные
мощности завода PSA в России составят 60 тыс. автомобилей в год.
Это не самый большой объем из заявленных – Volkswagen,
рассчитывающий начать с 20 тыс. в следующем году, когда будет
запущено производство в Калуге, к 2010 намерен выпускать 115 тыс.
автомобилей. С 20 тыс. Camry в год намерена начать и Toyota,
строящая завод под Петербургом, однако мощности ее производства
рассчитаны на выпуск 200 тыс. машин ежегодно. Масштабны планы у
Renault, Hyundai и Chery – они хотят выпускать не менее 100 тыс.
машин в год. Ford, несмотря на популярность собираемых во
Всеволожске «Фокусов», наращивает объемы их производства довольно
медленно – в будущем году с конвейера сойдут около 73 тыс.
автомобилей, примерно на 10 тыс. больше, чем в текущем. Всего режим
«промышленной сборки» обеспечит к 2010 году создание мощностей по
выпуску 800-900 тыс. автомобилей в год – так считает и временно
исполняющий обязанности министра промышленности и энергетики России
Андрей Реус. В целом, по прогнозам Реуса, с учетом отечественных
производителей к 2010 году в России будут собирать около 1,9 млн
машин. С тем, что российским автокомпаниям, в частности
АвтоВАЗу, удастся сохранить стабильную долю на рынке, согласен и
аналитик ИФК «Метрополь» Александр Жуков. «Хотя в целом доля
ВАЗовских машин в общем объеме продаж сократится, в количественном
выражении их продажи будут расти, – уверен эксперт. – К 2010 году
на российские марки будет приходиться около 36% продаж». В денежном
исчислении, по мнению Жукова, российские автомобили будут занимать
20% рынка, хотя средняя стоимость автомобиля будет постоянно расти.
«Причин этому несколько – инфляция, рост доходов, развитие
кредитной системы, – говорит аналитик. – Средняя цена на автомобиль
через несколько лет составит порядка $20-21 тыс.» Развитие
сборочных производств нанесет удар не столько по отечественному
автопрому, сколько по дилерам, импортирующим автомобили из-за
рубежа. «Импорт будет постепенно сокращаться, так как
производственных мощностей на территории России вскоре будет
достаточно, чтобы насытить внутренний спрос, – считает Жуков. – К
2010 году он составит около 15%, и в основном это будут автомобили
редких и дорогих марок». Аналитик сомневается только в оптимизме
китайских производителей – они рассчитывают продавать через
несколько лет в России более 200 тыс. автомобилей. «Люди пока
осторожно относятся к неизвестным им маркам, кроме того, у китайцев
плохо развит сервис и дилерская сеть. В этом году продажи китайских
автомобилей составят около 30 тыс., не думаю, что эта цифра сможет
вырасти почти на порядок в ближайшие несколько лет».