МК в БУРЯТИИ: Президент России Дмитрий Медведев заявил о недопустимости необоснованного повышения тарифов на электрическую энергию для населения
Станислав
Белобородов
Федеральные информационные агентства сообщают о визите Дмитрия
Медведева в Бурятию как об остановке на пути следования в Монголию,
называя темой однодневного пребывания президента в республике
“совещаниепо вопросам
социально-экономического развития регионов СФО”. Позже, в
понедельник, повестка приняла более конкретные очертания — о мерах
по сохранению энергобаланса Сибири после аварии на Саяно-Шушенской
ГЭС (хотя трагедия в Хакасии непосредственно Бурятию никак не
затронула). Из-за чего возникли опасения: останется ли в ходе столь
серьезного разговора время для решения проблем самой Бурятии? Между
тем вопросов, находящихся в исключительной компетенции главы
государства, у Бурятии накопилось немало.
Глава государства говорил о необходимости скрупулезного анализа
систем безопасности энергетических и других инфраструктурных
объектов, нуждающихся в незамедлительной модернизации: “Иначемы будем расплачиваться
серьезными вещами”. О дисциплине и квалификации специалистов,
далеких от идеала. О досадном технологическом отставании, имея в
виду “разногорода апокалипсические
комментарии” “отехнологическом распаде России”, появившиеся у
нас и за рубежом после трагедии на Саяно-Шушенской ГЭС. Бурятия с
ее локальными проблемами и проблемками маячила за громадой задач
государственной важности, и лишь по странному стечению
обстоятельств оказалась выслушанной президентом страны в период
кризиса, отягощенного аварией в Хакасии.
Чрезвычайное происшествие на Саяно-Шушенской ГЭС вероятнее всего
вновь сдвинет сроки решения такой важной для Бурятии проблемы, как
выравнивание тарифов на электроэнергию. Тарифы на электричество в
соседней Иркутской области для населения ниже бурятских в три раза,
а для промышленных предприятий — в три с половиной раза. Это
убивает всякую мысль о конкуренции и даже надежду на нее в будущем,
особенно в сфере пищевой переработки.
По словам Вячеслава Наговицына, у Бурятии давно созрело
конкретное решение и механизм реализации проекта по удешевлению
тарифов на электричество за счет дешевой энергии “Иркутскэнерго”. Более того, республика
заручилась поддержкой министерства энергетики России по
лоббированию своих интересов в Иркутской области. Однако авария на
Саяно-Шушенской ГЭС и возникший вследствие этого дефицит мощностей
поставил под сомнение скорую реализацию проекта, о чем
недвусмысленно дал понять министр энергетики Сергей Шматко, также
принявший участие в совещании. Хотя бы потому, что гидрогенерацию
заменит угольная генерация, которая существенно дороже. Потому
впору ставить вопрос не о снижении стоимости электроэнергии пусть
на отдельно взятой территории, а о недопущении резкого роста
тарифов для населения.
Президент России Дмитрий Медведев считает это “самымглавным”. Он категорически против
того, чтобы отрасль, лишившаяся ведущего генератора дешевой
энергии, переложила бремя проблем на простых граждан:
“Правительствоне должно допустить
необоснованного роста стоимости электроэнергии”, — заявил Дмитрий
Медведев, выразив надежду, что “участникирынка будут руководствоваться
разумными соображениями, а не сиюминутной выгодой”. И все же
президент публично поручил Сергею Шматко совместно с руководством
Иркутской области и Бурятии “проанализироватьситуацию и принять комплексное
решение”.
Более категорично Дмитрий Медведев отозвался на другую, не
менее важную просьбу президента Бурятии — о разработке предельно
допустимых выбросов (ПДВ) в центральной экологической зоне, которую
правительство России никак не доведет до ума вот уже в течение
десяти лет. Отсутствие четкого определения ПДВ отпугивает реальных
инвесторов, суля им высокие риски. Да и сам федеральный закон о
Байкале, равно как и принятые подзаконные акты, далеки от
совершенства. Они практически ставят крест на развитии четвертой
части территории Бурятии, на которой проживает более 120 тысяч
человек.
Взять хотя бы крупнейшее в мире Холоднинское
месторождение свинца и цинка, расположенное в 70 километрах от
Байкала, но попавшее в эту самую центральную экологическую зону.
Аукцион по его продаже был проведен задолго до начертания линии
ЦЭЗ. К этому времени собственником был разработан перспективный
план освоения месторождения по экологически безопасной технологии.
Но все застопорилось. И теперь, простаивая, месторождение являет
для экологии гораздо более высокую угрозу, поскольку еще в конце
прошлого века в рамках госпрограммы здесь были пробурены
технологические штольни, из которых вытекает целая река с
чудовищной концентрацией цинка и меди. Она в свою очередь впадает в
реку Холодная, а та — прямиком в Байкал. По словам Вячеслава
Наговицына, “многиевопросы можно было бы решить,
восстановив институт Байкальской экологической экспертизы и заменив
запретительные меры разрешительным механизмом”. Дмитрий Медведев
пообещал разобраться с предельно-допустимыми выбросами и даже
провести служебное расследование по выявлению ответственных
чиновников, затянувших решение судьбоносного для Бурятии
вопроса.
Характеризуя ситуацию в целом, Дмитрий Медведев являл то
сдержанный оптимизм, то высокую степень критики: “Рядоптимистических моментов, которые
отмечаются в мировой экономике, говорят о том, что нам тоже надо
быть готовыми к будущим переменам”. В частности, предстоит
прояснить судьбу крупных сибирских инвестиционных проектов,
замороженных или подвешенных в условиях кризиса, для чего нужна
реалистичная картина происходящего и своеобразная
“дорожнаякарта” того, что нужно сделать в
первую очередь и куда нам двигаться”. Президент вынужден был
признать, что “мыне сумели создать полноценного и
сбалансированного рынка труда”. Растет регистрируемая и фактическая
безработица, растет задолженность по заработной плате.
“Хотяантикризисные меры принесли
неплохой результат”. В частности, регионы более-менее научились
управлять процессами занятости и решать проблемы сокращения долга
по заработной плате. И все же, подводя промежуточные итоги
реализации антикризисных мер, российские власти пришли к
определенному выводу. Большинство регионов акцентируются на мерах
текущего характера, вместо того, чтобы работать над повышением
конкурентоспособности за счет модернизации и внедрения высоких
технологий.
Впрочем, главное в повестке заседания — антикризисные меры и ход
их реализации — осталось за кадром. Почти два часа из трех
совещание под председательством президента России проходило за
закрытыми дверями без участия прессы.