“Русал”, “Суал” и Glencore подписывают
соглашение
Юлия Федоринова
“Русал”, “Суал” и Glencore уже завтра могут
подписать соглашение об объединении своих активов. Будущим
партнерам удалось преодолеть разногласия, и структура сделки
остается такой же, как было согласовано месяц назад: в большом
“Русале” Виктор Вексельберг и его партнеры получат около 21,5%
акций, а Glencore — около 14%. “Русал” в 2005 г. произвел
2,7 млн т алюминия, получил $6,65 млрд выручки и
$1,65 млрд чистой прибыли. 100%-ный владелец компании —
Олег Дерипаска. “Суал” в 2005 г. выпустил 1,05 млн т
алюминия. Выручка по МСФО в 2005 г. — $2,7 млрд,
EBITDA — почти $600 млн. Владельцы — Виктор
Вексельберг, Леонард Блаватник, а также их партнеры Владимир
Кремер, Евгений Ольховик и Игорь Гринберг. Glencore — один из
крупнейших в мире трейдеров (оборот превышает $90 млрд). В
“Русал” он может внести 100% акций глиноземного завода Aughinish
(годовая мощность — 1,85 млн т) в Ирландии, 100%
шведского алюминиевого завода Kubal (102 000 т) и
93% ямайского глиноземного завода Widalco (1,26 млн т).
Хотя участники сделки по объединению “Суала”, “Русала” и активов
Glencore планировали заключить ее к началу октября, в минувшее
воскресенье Виктор Вексельберг рассказывал телеканалу НТВ, что
сделка “очень сложная”, а переговоры — “многоформатные —
двусторонние, трехсторонние”. Но стороны почти не выбились из
графика: как стало известно “Ведомостям”, подписание основного
соглашения об объединении запланировано на завтра. Об этом
рассказали несколько источников, близких к участникам сделки, а в
самих объединяющихся компаниях от комментариев вчера отказались.
Протокол о намерении объединить свои алюминиевые и глиноземные
активы “Русал”, “Суал” и Glencore подписали в конце августа.
Предполагалось, что “Русал” выпустит допэмиссию акций, которая
будет оплачиваться акциями “Суала” и алюминиевого и глиноземных
заводов Glencore. В результате поглощения “Суала” его владельцы
должны получить около 21,5% в большом “Русале”, а Glencore за свои
активы получит 14%, рассказывали тогда источники, близкие к
компаниям. В начале сентября Вексельберг сообщил о готовящейся
сделке президенту Владимиру Путину, отметив, что слияние с
“Русалом” для его компании предпочтительнее объединения с
иностранцами. Тем не менее согласование окончательных параметров
объединения не было простым. Акционеры “Суала” уговаривали
Дерипаску прописать в финальном соглашении, что “Русал” в течение
трех лет с момента слияния проведет IPO. А затем претензии к сделке
возникли у Glencore: после технического аудита заводов “Суала” в
швейцарской компании сочли завышенной долю Вексельберга и его
партнеров в будущей объединенной компании. Тем не менее сторонам
удалось разрешить все ключевые противоречия и схема слияния не
будет сильно отличаться от описанной в августовском протоколе о
намерениях, рассказал “Ведомостям” один из инвестбанкиров, знакомых
с деталями переговоров. Такой же информацией располагает еще один
банкир, работающий с алюминиевыми компаниями. Дерипаска согласился
провести IPO “Русала” и в течение трех лет на бирже может появиться
около 10% его акций, говорит один из собеседников
“Ведомостей”. А эпизод с Glencore другой банкир называет
переговорным моментом и уверяет, что сокращать долю в “Русале” или
доплачивать за нее деньгами владельцам “Суала” не придется. В
результате такого объединения в мире возникнет новый лидер по
объемам выпуска первичного алюминия: заводы большого “Русала” в
прошлом году выпустили около 3,85 млн т алюминия, тогда как
предприятия Alcoa — 3,7 млн т. Такой крупной компании
будет легче реализовывать большие инвестпроекты, думает аналитик
“Уралсиба” Кирилл Чуйко. А его коллега из “Метрополя” Денис
Нуштаев добавляет, что тройное слияние “создаст самую дорогую
алюминиевую компанию в мире стоимостью около $30 млрд
(капитализация Alcoa сейчас составляет около $24,3 млрд). Она
станет и одной из самых прибыльных в отрасли: Нуштаев считает, что
рентабельность большого “Русала” по EBITDA составит около 30-33%.
Вдобавок благодаря этой сделке “Русал” и “Суал” смогут увеличить
сбыт своей продукции по прямым контрактам, а не через биржу и
начать отбирать клиентов у тех же Alcoa или Alcan, полагает
Нуштаев. Сейчас “Русал” продает по прямым контрактам около
85% своей продукции, но стремится к увеличению этой доли.
“Суал” такие цифры не раскрывает. “Alcoa никогда не
стремилась к тому, чтобы быть крупнейшей алюминиевой компанией, она
всегда хотела быть лучшей”, — говорит на это директор по
корпоративным коммуникациям Alcoa Кевин Ловери. Он считает свою
компанию “неоспоримым лидером отрасли” благодаря ее технологиям,
заботе об экологии и вовлеченности в более глубокую переработку
алюминия