Резкое повышение цен на авибилеты вызвало волну
критики жителей Улан-Удэ
В своем интервью член совета директоров “Группа
компаний “Метрополь” и депутат Народного Хурала Баир Цыренов
объясняет причины подорожания, а также размышляет о судьбе
авиасообщения внутри Бурятии и будущем аэропорта “Байкал”.
- Как вы сегодня оцениваете авиасообщение в
Бурятии, и в чём его основные проблемы?
- Основная беда – это более чем двукратный рост
цен на авиабилеты. Выросли цены на все направления из Улан-Удэ, в
том числе внутреннее региональное авиасообщение.
Естественно нас беспокоит московское
направление. Главное - это недостаточная конкуренция между
авиаперевозчиками и малое количество рейсов. Мы готовы принимать
новые авиакомпании, но пока у нас работают только «Уральские
авиалинии» и «S7». И хотя мы предлагаем наполнять это направление
другим компаниям, пока этого не происходит.
Еще более ситуация усугубилась банкротством
«Трансаэро», которая к нам ранее летала. “Аэрофлот” ушел по причине
дефектов взлетной полосы.
На сегодня для того, чтобы увеличивать
количество перевозчиков аэропорт готов рассматривать различные виды
сотрудничества.
Сейчас появилась надежда, связанная с субсидированием рейса на
Санкт-Петербург. Если таковое произойдет, то Бурятия получит и
новый рейс, и возможно, зайдёт новая авиакомпания. Но пока это
только планы.
Таким образом, слабая конкуренция
авиаперевозчиков в Бурятии - причина высоких цен.
- А потребности в новых рейсах в Москву есть?
Население готово летать чаще?
- Есть. Недавно у нас самолёт выполнявший рейс
из Москвы в Иркутск совершил посадку из-за непогоды в Иркутске.
Более трети пассажиров вышли в Улан-Удэ и попросили выдать багаж.
Это показатель востребованности. Многие летают через Иркутск, и
даже Читу - там дешевле. Потенциально это клиенты улан-удэнского
аэропорта, и мотивация введения дополнительных рейсов. Мы проводили
исследования - пассажиропоток из Улан-Удэ в Москву может быть
существенно увеличен.
- Тогда главный вопрос - почему цена на
авиабилеты в Бурятии такая высокая?
- Хочу сказать, что в структуре авиабилета
портовые сборы, которые остаются в аэропорту составляют
незначительную часть. Около 1,5 тысяч рублей в цене билета. И
подчеркну мы расценки на свои услуги по аэропортовые тарифы
практически не поднимали.
Также и цена на авиационное топливо,
практически,не изменилась. Кстати, заправкой самолетов занимается
специализированная компания “Аэрофьюлз”. Таким образом, спрашивать
с аэропорта “Байкал” о росте цен на билеты некорректно, и я указал
причину резкого взлета цены на билет. Адресовать претензии надо к
авиакомпаниям.
На сегодня цена на авиабилеты в Москву выросла
почти в два раза. Улан-удэнцы и гости Бурятии могут даже в
эконом-классе лететь по 60 тысяч рублей, по 80 тысяч, в зависимости
от срока покупки билета. На наш взгляд это неоправданно никакой
экономикой авиакомпаний.
Вопрос по ценам на авиабилеты нужно адресовать
Федеральной Антимонопольной Службе и Федеральной Службе по Тарифам.
Об этом говорят и представители Минтранса Бурятии. Но пока лишь
депутат Госдумы Михаил Слипенчук сделал запрос в эти ведомства по
высоким ценам на авиабилеты в Бурятии.
- Таким образом, сами авиаперевозчики задрали
цены в Бурятии?
- Да, правильно. В первую очередь из-за
отсутствия конкуренции и видимо пренебрегая социальной
ответственностью. И я думаю, федеральным ведомствам необходимо
предостеречь авиакомпании от такой ценовой политики. Понятно,что
сейчас – время туристского сезона, и кое-кто стремится «выхватить
по максимуму».
- Теперь вопрос по внутреннему сообщению. Как
обстоят дела там?
- Уже говорил и повторюсь, северяне обращаются
ко мне как к депутату Народного Хурала и говорят, что складывается
впечатление, что они республике не нужны. Они все меньше чувствуют
себя жителями Бурятии.
Жителями Севера, бамовцами ощущается депрессия.
И главная причина – в неудовлетворительном транспортном сообщении с
остальной частью Бурятии. Люди из-за этого очень страдают. Сейчас
завоз продуктов происходит в основном на автомашинах с иркутской
стороны. Автотранспорт сразу же влияет на себестоимость, и цены в
магазинах высокие.
И как видим из новостей о сборе подписей за уход
северных территорий в Иркутскую область ситуация обострилась.
Хорошо, что недавняя идея, в том числе
правительства Бурятии – перевести аэропорты Нижнеангарска и Таксимо
в статус “посадочных площадок”, не нашла развития. Это произошло в
первую очередь благодаря твердой позиции управления гражданской
авиации в восточно-сибирском управлении Росавиации. Глава
управления Василий Бурахович подтвердил, то что нам как
аэропортовому оператору было известно - если мы переведём аэропорт
Нижнеангарска в посадочную площадку (речь, прежде всего, шла о
нём), то обратно в статус “аэропорта” мы никогда его вернуть не
сможем. А посадочная площадка не может принимать самолёты большей
вместимости, в том числе АН-24. также площадки не имеют нормального
аэронавигационного и метеосопровождения.
Все остальные беды внутреннего сообщения от
малого количества рейсов. Та же проблема - чтобы сдерживать цены,
необходимо увеличение пассажиропотока.
Я предлагал в 2014 году: чтобы «Бурятские
авиалинии» смогли удерживать цену на билеты и увеличить частоту
рейсов, необходимы республиканские субсидии в размере 7 миллионов.
Тогда предложение не получило одобрения у властей, несмотря на
небольшую сумму субсидий. А сегодня люди, чтобы попасть на север,
вынуждены лететь до Иркутска, дальше ехать на поезде и нести
большие временные затраты. Причем, на фоне больших проблем у
авиакомпаний обслуживающих внутренние рейсы.
- И какой вы видите вы видите ситуацию с
авиаперевозчиками во внутреннем сообщении? А как с республиканской
авиацией?
- Давайте по честному, внутренние авиаперевозки
всегда убыточны, и во всем мире. И везде регионы помогают денежными
средствами авиакомпаниям, которые рискнули заниматься региональным
авиасообщением.
Ситуация в Бурятии, действительно, сложная. У
единственно летающих на север республики «Бурятских авиалиний» не
хватает самолётов в регионе. Когда у них начались трудности в
Бурятии, они переориентировали бизнес в другие регионы. И начали
летать в Якутии и Хакасии. В Бурятии же оставили меньшее количество
«бортов».
Что касается «ПАНХа», то он не получил
запланированных средств на лизинговый платёж, который был
предусмотрен в бюджете республики в рамках республиканской
программы поддержки предпринимательства. В итоге, лизинговая
компания опечатала их самолёты.
Властями рассматривался вопрос о создании
авиакомпании с контрольной долей республики, куда войдут активы
ПАНХа. Однако дело застопорилось из-за сложностей в оценке активов
авиакомпании.
Пока ситуация выглядит так. Это означает, что
если не будут предприняты прорывные мероприятия, то на север
Бурятии будем летать также редко и дорого.
- У группы компаний “Метрополь” есть интерес
инвестировать в авиаперевозки на территории Бурятии и создать свою
авиакомпанию?
- К нам не единожды обращались с предложениями и
создания, и инвестирования различных проектов, связанных с
авиасообщениями внутри Бурятии. Мы внимательно изучили каждое из
них. Финансовые аналитики пришли к вводу, что на данном этапе они
все экономически не состоятельны и требуют субсидирования. При
существующей нестабильной политике по господдержке авиаперевозок
это слишком рискованно. Поэтому мы не рассматриваем варианты
создания авиакомпании или участия в таковой.
С другой стороны, “Метрополь”, аэропорт “Байкал”
и лично депутат Госдумы Михаил Слипенчук поддерживают создание
государственной авиакомпании для внутреннего авиасообщения.
Мы в свою очередь продолжим развивать наш
аэропорт, в том числе и для развития внутренних авиалиний.
- Как развивается сам аэропорт “Байкал”?
- Успешно. Все помнят при каких обстоятельствах
группа компаний “Метрополь” зашла на этот объект в 2011 году.
Единственные “воздушные ворота” в регион были обременены правами
иностранных собственников, которые просто не использовали его.
Несколько лет аэропорт был закрыт на замок и ветшал.
По просьбе правительства Бурятии мы выкупили
его. “Метрополь” инвестировал в аэропорт “Байкал” около 300
миллионов рублей. Благодаря этому за несколько лет превратили в
объект стратегического значения Российской Федерации. Сейчас это
успешное действующее предприятие зарегистрированное на территории
республики с рабочими местами и налогами. Это аэропорт
круглосуточный, надежный в плане условий посадки и обслуживания.
Неслучайно, мы являемся запасным аэропортом для Читы, Иркутска, и
Улан-Батора. Развивается международное направление, особенно со
вводом пункта пропуска по международным стандартам. Вводим новые
услуги, в том числе, грузоперевозки для граждан.
Несмотря на кризис, мы удерживаем
пассажиропоток. Для сравнения - сейчас он в два раза выше, чем в
2011 году.
Совместно с правительством Бурятии разработаны
предложения по строительству новой взлетно-посадочной полосы,
которые были одобрены в правительстве России. Федерация приняла
решение построить в аэропорту новую взлетно-посадочную полосу.
Стоимость объекта исчисляется миллиардами. Первоначальный этап
строительства финансируется на 1,7 миллиарда рублей в ближайшие
полтора года.
И сразу хочу успокоить все жителей Бурятии. Во
время строительства новой полосы, нынешняя продолжит действовать.
То есть аэропорт “Байкал” не будет прекращать свою
деятельность.
Таким образом, впереди у аэропорта только
развитие и модернизация. Наша задача развить пассажиропоток до
советского уровня, и тогда мы приступим к строительству нового
терминала.
http://gazeta-n1.ru/news/42850/