Елена Костякова
Любой автомобиль, покинувший автосалон, сразу
попадает на вторичный рынок, падая в цене в среднем на 25%.
Учитывая, что ежедневно только в Москве прибавляется около 500
новых автомобилей, можно представить, какими темпами все время
растет внутренний вторичный рынок. Если раньше подержанными
машинами торговали перекупщики на открытых рыночных площадках, то
сейчас перспективность работы в этом направлении отмечают многие.
Помимо обычных авторынков под открытым небом, автомобилями с
пробегом торгуют как официальные дилеры, так и всевозможные
аукционы, уже не только американские и европейские, но и сугубо
российские. Если говорить об официальных дилерах, то, как отмечают
участники рынка, год назад продажи комиссионных автомобилей
составляли не более 15 машин в месяц в каждом автосалоне, а уже
сегодня официальный дилер продает около 100 подержанных автомобилей
в месяц. Впрочем, официальному трейд-ин пока доверяют не все,
многие по старинке ходят продавать машину на рынок. Например,
средний объем продаж в ТВК “Автогарант” (известном как Люберецкий
авторынок) составляет 90 автомобилей в день. Несмотря на то, что
милиция регулярно предостерегает покупателей от походов на
авторынки, рыночная форма торговли подержанными автомобилями пока
остается весьма популярной. Авторынки имеют целый ряд преимуществ
по сравнению с автосалонами трейд-ин, считают продавцы подержанных
автомобилей. Например, в ТВК “Автогарант” говорят, что наличие
выбора автомобилей вторичного рынка в автосалонах и на открытых
площадках – просто не идет ни в какое сравнение. “Человек,
приезжающий 1 раз в неделю в течение месяца, в поисках ТС может
просмотреть до 5000 автомобилей различных цветов, комплектаций,
годов выпуска, – говорит пресс-секретарь ТВК “Автогарант” Алексей
Ермаков. – А в автосалоне не более 50 машин, и это с учетом
хорошего оборота. Конечно, это обусловлено наличием машиномест у
официальных дилеров”. Кстати, автомобили без пробега по РФ – крайне
востребованный продукт, который у официальных дилеров практически
не существует, отмечают автопродавцы. То же самое говорят и на
Мытищинском авторынке: в автосалоне официального автодилера
зачастую просто нет автомобилей и приходится вставать в очередь,
тогда как часто бывают ситуации, когда машина нужна очень срочно.
Информация о том, что скоро Россию наводнят супердешевые иномарки
стоимостью до 6 тысяч долларов (Toyota, Skoda, GM, Nissan, Fiat),
заставила задуматься: а будет ли после этого людям так же интересен
вторичный рынок? После того как Россию наводнят американские и
японские low-cost кары, подержанные и уж тем более битые машины
могут стать просто никому не нужны. Участники вторичного рынка
осторожно отнеслись к новой информации и моментально прозондировали
ситуацию. Некоторые из них не скрывают, что опасаются за свое
будущее. Резкое обострение конкуренции с официальными дилерами,
начавшееся в прошлом году, заставило продавцов по-новому взглянуть
на вопросы сервиса и взаимодействия с клиентами. Доподлинно
известно, что площадками, которые сегодня действуют как авторынки,
очень заинтересованы китайские автопроизводители, намеревающиеся
устроить там чайна-тауны по продаже своих машин. Тем не менее рынки
пока предпочитают держаться бодро и заявляют, что в ближайшее время
им ничего не грозит. “Допустим, что через 2-3 года заводы выйдут на
заявленные мощности, – рассуждают в “Автогаранте”. – Да, они
планируют собирать авто только для России, но и сейчас на вторичном
рынке практически не отражается наличие новых автомобилей в низком
ценовом сегменте. Снижение цены на автомобиль недвусмысленно можно
понять так – снижение качества. На качественных автомобилях
вторичного рынка развитие ниши бюджетных автомобилей ценой до $6000
никак не скажется. Спрос и предложение останутся на прогнозируемом
уровне”. На Мытищинском авторынке тоже не боятся потери клиентов.
“Любое удешевление в первую очередь есть снижение качества, а
добротные немецкие автомобили всегда будут пользоваться спросом”, –
заявил старший менеджер по продажам Мытищинского авторынка Григорий
Иванов. С автопродавцами согласны и аналитики, полагая, что
появление дешевых автомобилей вряд ли резко скажется на позициях
вторичного рынка, прерогативой которого уже сейчас становится
премиум-сегмент: как правило, это большая немецкая тройка Audi –
Mercedes-Benz – BMW. “Конечно, спад прогнозировать можно, – считает
аналитик ФК “Уралсиб” Кирилл Чуйко. – Но резкого обрушения вряд ли
можно ожидать. Спрос на вторичном рынке достаточно эластичен и
никуда не денется”. Аналитик также делает акцент на том, что пока
неизвестно, когда именно дешевые автомобили могут появиться на
российском рынке, а вопрос их сборки на российских площадках пока
остается довольно спорным. На разработку новых моделей (два года) и
начало их производства (год-полтора) вкупе уйдет как минимум четыре
года – за это время Россия уже будет близка к стандартам ВТО с
пониженными таможенными льготами на ввоз иномарок, а промсборку
практиковать уже никто не будет. Таким образом, целесообразность
местной сборки этих моделей уже будет сомнительной, а объемы
импорта вряд ли сразу смогут быть достаточными. Поэтому вторичный
рынок в любом случае будет оставаться востребованным как площадка
для приобретения автомобиля. Что касается открытых рыночных
площадок, то мнения на этот счет разделились. По мнению аналитика
ИФК “Метрополь” Александра Жукова, рынки в том виде, в каком они
есть, обречены на вымирание. “Никаких перспектив у открытых
рыночных площадок нет, они просто прекратят свое существование, –
считает А. Жуков. – Власти продолжат бороться с ними. Ниша дорогих
подержанных иномарок, скорее всего, останется, но она достаточно
узкая. Во всем остальном, я думаю, уже в 2010-2011 мы придем к
новым формам цивилизованной торговли”. Новизна форм будет
заключаться в том, что подержанную дешевую машину будет проще
выбросить, чем продать…