Новости
1  Февраля  2005
Газета "Газета"
Китайская угрозаАвтобусы из Поднебесной задавят российский рынок

 

Александр Борисов

 

Нашествие

Отечественные автопроизводители могут столкнуться с новой угрозой: на российский автобусный рынок наступают китайские компании. Начав с лицензионного производства, предприятия Поднебесной быстро освоили выпуск недорогих автобусов под собственными брендами и теперь расширяют рынки сбыта. По мнению экспертов, уже через пять лет Россия может потерять собственное производство автобусов.

Российские автобусы теряют в весе

Еще несколько лет назад производство автобусов было одной из самых динамично развивающихся отраслей промышленности в нашей стране. С 2000 по 2003 год рост составлял в среднем по 15% в год. Но уже в 2004 году он сменился падением на 0,7% (выпущено 75,7 тысячи машин). Почти половина проданных автобусов относится к малому классу и приходится на "Газели" Горьковского автозавода. Вторым по величине производителем автобусов малого класса (длиной до 7 метров) является Павловский автозавод, выпускающий продукцию под маркой "ПАЗ" (12,1 тысячи штук в 2004 году). Оба предприятия входят в автобусное подразделение "Русавтопром" холдинга Олега Дерипаски "Руспромавто". Именно в этом сегменте рынка и произошло наибольшее падение производства в прошлом году. Так, впервые с начала века в 2004 году выпуск "Газелей" снизился на 13,2% (с 35,7 до 31,5 тысячи машин). Одной из основных причин падения спроса стало увеличение конкуренции со стороны иностранных производителей. Если в прошлом году отечественные компании удерживали около 80% рынка, то уже в нынешнем году, по оценкам экспертов, эта цифра должна снизиться до 76%. В дальнейшем тенденция только усилится, а будущее отрасли производства автобусов, по словам аналитика ИФК "Метрополь" Дениса Нуштаева, под большим вопросом.

В Китае стало дешевле

Новые иномарки известных брендов пока не беспокоят отечественных производителей из-за высокой цены. "Газель", к примеру, стоит около 9 тысяч долларов, "ПАЗ" - 15 тысяч, а аналогичные модели Ford или Volkswagen - почти в 5 раз дороже. Их продажи в России ограничиваются пока несколькими десятками автобусов в год. Основную же конкуренцию российским автобусам составляют подержанные иномарки и продукция набирающей мощь китайской автомобильной промышленности. Уже в прошлом году Китай почти догнал Россию по объему производства автомобилей (свыше 1 млн. штук). Из них около 200 тысяч пришлось на долю автобусов малого класса. Начав с лицензионного производства, китайские предприятия быстро освоили выпуск под собственными брендами и теперь стремятся к расширению рынков сбыта. Россия и страны бывшего СССР - один из приоритетов на этом пути. Так, в прошлом году "Русавтопром" с большим трудом выиграл тендер на поставку автобусов "ПАЗ" в Узбекистан. Три последующих места в рейтинге претендентов на победу заняли ведущие китайские автопроизводители: China First Automobile Group (FAW), Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC) и Dong Feng Motor Corporation (DFM). Цена "ПАЗов" была примерно на тысячу долларов выше, чем продукция китайских конкурентов. Преимущества отечественных производителей тают на глазах. Возросшие требования российских потребителей к качеству и безопасности вынуждают руководство заводов вкладывать средства в модернизацию машин, что ведет к росту их стоимости. Так, с начала прошлого года цены на некоторые модели отечественных автобусов выросли более чем на 10%, а "Газель" подорожала примерно на тысячу долларов. В результате покупатель все чаще останавливает свой выбор на сопоставимых по качеству, но более дешевых китайских машинах.

Минус 10% рынка

Украина уже сообщила о скором строительстве на своей территории завода по выпуску китайских автобусов, что означает для российских заводов потерю примерно 10% рынка сбыта. Аналогичная судьба может ждать и Россию. По словам гендиректора "Русавтопрома" Сергея Занозина, уже к 2010 году большинство отечественных производителей автобусов малого класса могут прекратить свое существование. Его опасения разделяет и генеральный менеджер по маркетингу компании "Рольф" Валерий Тараканов. "К 2010 году значительную часть российского рынка займут китайские авто, - говорит он. - Производители, которые будут пытаться соревноваться с китайцами ценой, а не качеством, обречены на провал".

Предыдущая новость    Следующая новость



Оставить комментарий
Тема:
Комментарий:
  Оставить комментарий
Зарегистрироваться
Логин:
Пароль:
  Зарегистрироваться
Оформить подписку


проголосовать
результаты опроса


ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов
ИФК «МЕТРОПОЛЬ» уделяет серьезное внимание осуществлению благотворительной деятельности. За последние 2 года было реализовано более 30 благотворительных проектов

подробнее
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до
Федерация Кёкусин-кан каратэ-до России была создана в 2004 году и входит в Международную организацию Кёкусин-кан каратэ-до

подробнее
О партнерстве | Пресс-центр | Спонсорство и благотворительность
Инвестиции и финансы | Промышленность | Спорт | О Проекте | Контакты
Карта сайта
Сайты группы «МЕТРОПОЛЬ»
Copyright © 2005 Все права защищены
ООО «ИФК «МЕТРОПОЛЬ»
Лицензии: № 077-06136-100000, № 077-06159-010000, № 077-06168-001000 от 26 августа 2003г., № 077-06194-000100 от 02 сентября 2003г.,
№ 650 от 16 апреля 2004г., № 3185 от 25 ноября 1999г., № 21-000-1-00119 от 23 мая 2003г., № 077-07215-001000 от 9 декабря 2003г.