Китайская угрозаАвтобусы из Поднебесной задавят российский рынок
Александр Борисов
Нашествие
Отечественные автопроизводители могут
столкнуться с новой угрозой: на российский автобусный рынок
наступают китайские компании. Начав с лицензионного производства,
предприятия Поднебесной быстро освоили выпуск недорогих автобусов
под собственными брендами и теперь расширяют рынки сбыта. По мнению
экспертов, уже через пять лет Россия может потерять собственное
производство автобусов.
Российские автобусы теряют в весе
Еще несколько лет назад производство автобусов
было одной из самых динамично развивающихся отраслей промышленности
в нашей стране. С 2000 по 2003 год рост составлял в среднем по 15%
в год. Но уже в 2004 году он сменился падением на 0,7% (выпущено
75,7 тысячи машин). Почти половина проданных автобусов относится к
малому классу и приходится на "Газели" Горьковского автозавода.
Вторым по величине производителем автобусов малого класса (длиной
до 7 метров) является Павловский автозавод, выпускающий продукцию
под маркой "ПАЗ" (12,1 тысячи штук в 2004 году). Оба предприятия
входят в автобусное подразделение "Русавтопром" холдинга Олега
Дерипаски "Руспромавто". Именно в этом сегменте рынка и произошло
наибольшее падение производства в прошлом году. Так, впервые с
начала века в 2004 году выпуск "Газелей" снизился на 13,2% (с 35,7
до 31,5 тысячи машин). Одной из основных причин падения спроса
стало увеличение конкуренции со стороны иностранных производителей.
Если в прошлом году отечественные компании удерживали около 80%
рынка, то уже в нынешнем году, по оценкам экспертов, эта цифра
должна снизиться до 76%. В
дальнейшем тенденция только усилится, а будущее отрасли
производства автобусов, по словам аналитика ИФК "Метрополь" Дениса
Нуштаева, под большим вопросом.
В Китае стало дешевле
Новые иномарки известных брендов пока не
беспокоят отечественных производителей из-за высокой цены.
"Газель", к примеру, стоит около 9 тысяч долларов, "ПАЗ" - 15
тысяч, а аналогичные модели Ford или Volkswagen - почти в 5 раз
дороже. Их продажи в России ограничиваются пока несколькими
десятками автобусов в год. Основную же конкуренцию российским
автобусам составляют подержанные иномарки и продукция набирающей
мощь китайской автомобильной промышленности. Уже в прошлом году
Китай почти догнал Россию по объему производства автомобилей (свыше
1 млн. штук). Из них около 200 тысяч пришлось на долю автобусов
малого класса. Начав с лицензионного производства, китайские
предприятия быстро освоили выпуск под собственными брендами и
теперь стремятся к расширению рынков сбыта. Россия и страны бывшего
СССР - один из приоритетов на этом пути. Так, в прошлом году
"Русавтопром" с большим трудом выиграл тендер на поставку автобусов
"ПАЗ" в Узбекистан. Три последующих места в рейтинге претендентов
на победу заняли ведущие китайские автопроизводители: China First
Automobile Group (FAW), Shanghai Automotive Industry Corporation
(SAIC) и Dong Feng Motor Corporation (DFM). Цена "ПАЗов" была
примерно на тысячу долларов выше, чем продукция китайских
конкурентов. Преимущества отечественных производителей тают на
глазах. Возросшие требования российских потребителей к качеству и
безопасности вынуждают руководство заводов вкладывать средства в
модернизацию машин, что ведет к росту их стоимости. Так, с начала
прошлого года цены на некоторые модели отечественных автобусов
выросли более чем на 10%, а "Газель" подорожала примерно на тысячу
долларов. В результате покупатель все чаще останавливает свой выбор
на сопоставимых по качеству, но более дешевых китайских
машинах.
Минус 10% рынка
Украина уже сообщила о скором строительстве на
своей территории завода по выпуску китайских автобусов, что
означает для российских заводов потерю примерно 10% рынка сбыта.
Аналогичная судьба может ждать и Россию. По словам гендиректора
"Русавтопрома" Сергея Занозина, уже к 2010 году большинство
отечественных производителей автобусов малого класса могут
прекратить свое существование. Его опасения разделяет и генеральный
менеджер по маркетингу компании "Рольф" Валерий Тараканов. "К 2010
году значительную часть российского рынка займут китайские авто, -
говорит он. - Производители, которые будут пытаться соревноваться с
китайцами ценой, а не качеством, обречены на провал".