За первое полугодие продажи новых иномарок в
Поволжье снизились вдвое, а лидеры потеряли до 70%. Во II квартале
темпы падения замедлились, но рынок продолжает сжиматься
Екатерина Назарова
По данным агентства «Автостат», продажи иномарок
в ПФО упали на 58%, продано лишь 80 330 иномарок, в то время как за
первые полгода 2008 г. куплено 191 100 машин. Рост показала лишь
Республика Марий Эл: здесь за январь — июнь продано 550 машин, а
годом ранее — лишь 130. Лидерами по падению продаж стали Пермский
край (-74,2%), Самарская область (-59,6%) и Нижегородская область
(-55,4%).
Больше всех пострадали прошлогодние лидеры:
Toyota (-65,7% в Самаре, -71,5% в Нижнем), Hyundai (-65% в Самаре,
-64,2% в Нижнем), Ford (-45,6% в Самаре, -54,6% в Нижнем) и
Chevrolet (-61,7% в Самаре и -25,3% в Нижнем).
В апреле — июне 2009 г. падение продаж по
сравнению с I кварталом оказалось не столь драматичным. В
Татарстане было продано 6780 машин (-1,5%), в Нижегородской области
— 6270 (-13%), Самарской — 6250 (-20%), Башкортостане — 5060
(-10%), и лишь в Пермском крае падение вновь оказалось более чем
двукратным: 2700 автомобилей (-56%).
По мнению аналитика ИФК «Метрополь»
Михаила Пака, в начале года активно покупались прошлогодние машины,
растаможенные до 12 января (пошлины были повышены до 30-35%) в
ожидании повышения цен. При этом тогда не было уверенности в
твердости рубля, и многие покупатели расценивали покупку машины как
выгодное инвестирование. Во II квартале рубль несколько
стабилизировался, а покупательная способность россиян снизилась, и
это отразилось на спросе.
По словам генерального директора салона «Арго»
(дилер Hyundai) Леонида Захарова, в начале 2009 г. проблема с
продажами была из-за того, что на складах оставались лишь мало
востребованные дорогие комплектации Hyundai, растаможенные в конце
2008 г. Востребованные недорогие модели были в дефиците. А «Тагаз»
(52% всех проданных в 2008 г. Hyundai в России — его производства)
продолжительное время вел переговоры с корейским производителем о
ценовой политике и не поставлял Hyundai Accent, что только
обострило дефицит необходимых моделей, отмечает Захаров. По его
словам, сейчас ситуация с предложением медленно, но
выравнивается.
Генеральный директор «Автомир Богемия Самара»
(дилер Skoda) Дмитрий Маврин считает, что причины падения спроса
одинаковы для всего рынка: снижение покупательной способности из-за
кризиса и объемов автокредитования. В прошлом году в Самаре
продавали в кредит 60% автомобилей, в январе — марте этого года —
всего 10%, а сейчас — 25-30%, отмечает Маврин. Но из-за высокой
ставки кредита в 20-25% годовых и снижения доходов люди не спешат в
банки за автокредитами.
Директор агентства «Автостат» Сергей Целиков
считает, что поволжский авторынок еще не достиг своего дна. Продажи
во втором полугодии могут снизиться еще на 10-17%, говорит он.
Из-за грядущей остановки «АвтоВАЗа» и его смежников (300 компаний
только в Самарской области) покупательная способность еще больше
снизится.