Поставщиков “АвтоВАЗа” ищут среди предприятий ВПК
Юлия Федоринова, Глеб Столяров
Помочь “АвтоВАЗу” в выпуске качественных
автомобилей могут разработчики оружия. Менеджеры автозавода
обсуждают возможное сотрудничество в выпуске автокомплектующих с
госконцерном “Алмаз-Антей”, а “Аэрокосмическое оборудование”
готовит свои предложения “АвтоВАЗу”. В 2005 г. “АвтоВАЗ” произвел
721 500 машин. Выручка по МСФО в 2004 г. – 160,5 млрд руб., чистая
прибыль – 4,57 млрд руб. 22 декабря в совет директоров вошли
менеджеры ФГУП “Рособоронэкспорт”, Внешторгбанка и Роспрома. 64%
акций владеют “дочки” завода. “Концерн ПВО “Алмаз-Антей” был создан
указом президента в 2002 г. Объединяет 46 предприятий и НИИ.
Основная сфера деятельности – производство, модернизация, ремонт и
утилизация систем, комплексов и средств противовоздушной обороны и
средств нестратегической противоракетной обороны. Выручка
“Алмаз-Антея” в 2004 г. составила 38,2 млрд руб. Суммарная чистая
прибыль входящих в концерн компаний – 1,7 млрд руб. В начале
февраля гендиректор “АвтоВАЗа” Игорь Есиповский заявил, что
автоконцерн намерен построить еще один завод мощностью
450 000 автомобилей в год, где будут собираться только
новые модели. “Но, если в новых моделях Lada не будет усилителя
руля, ABS, подушек безопасности и других опций, повышающих
потребительские свойства автомобиля, их просто не будут
покупать”, — замечает руководитель направления отечественных
автомобилей компании “Автомир” Игорь Короливец. Пока даже усилитель
руля серийно устанавливается только на Lada Kalina. Сейчас основным
поставщиком деталей и комплектующих для завода является самарская
группа “Сок”. Но, как рассказал “Ведомостям” источник в руководстве
завода, “АвтоВАЗ” ищет новых партнеров и переговоры о возможном
производстве автокомпонентов для Lada уже ведутся с несколькими
оборонными предприятиями, включая концерн “Алмаз-Антей”. В самом
концерне комментировать это не стали. Но еще несколько источников,
близких к “Алмаз-Антею” и “АвтоВАЗу”, слышали об этих переговорах.
“Никакой конкретики пока нет и документов не подписано”, —
отмечает один из собеседников “Ведомостей”. Он напоминает, что у
“Алмаз-Антея” богатая научно-техническая база, но деталей для
легковых автомобилей он не производит. “Поэтому на их разработку,
испытания и лицензирование понадобится время”, — отмечает он.
Другой источник, близкий к “АвтоВАЗу”, считает, что “Алмаз-Антей”
мог бы выпускать электроусилители руля и ABS. “Поиски
альтернативных группе "Сок" поставщиков пока не входят в число
первоочередных задач”, — считает бывший менеджер одного из
предприятий “Алмаз-Антея”, директор консалтинговой компании
“Объединенные консультанты ФДП” Тимур Хубаев. Но, по его мнению,
концерн действительно может со временем заменить “Сок”. В “Соке”
комментарии вчера получить не удалось. А источник в
“Рособоронэкспорте” признает, что сотрудничество “АвтоВАЗа” с ВПК
кажется более предпочтительным. Заинтересовались автозаводом и
другие оборонщики. “Хотя к нам "АвтоВАЗ" не обращался, не
исключено, что мы сами предложим ему сотрудничество в следующем
году”, — пояснил “Ведомостям” гендиректор “Корпорации
“Аэрокосмическое оборудование” Сергей Бодрунов. Эта корпорация
производит ABS для грузовых автомобилей (поставляются на “Камаз”) и
автобусов. Но Бодрунов говорит, что сейчас ведется разработка ABS
для легковых автомобилей, а еще корпорация может предложить
тахометры, системы позиционирования на местности и другие
компоненты. Хубаев связывает интерес оборонщиков с обещаниями
чиновников инвестировать большие бюджетные средства в разработку
технологий двойного назначения. Впервые с таким предложением
выступил член совета директоров “АвтоВАЗа”, руководитель
Федерального агентства по промышленности Борис Алешин, попросив из
бюджета на эти цели $2 млрд. Но в отрасли есть сомнения в
успехе этих проектов. “Массово, но качественно автокомпоненты у нас
пока не могут производить даже предприятия ВПК”, — уверен
сотрудник одного из автозаводов. “Зато это позволит
"АвтоВАЗу" значительно сэкономить на разработках, получив их
практически бесплатно”, — отмечает аналитик “Метрополя”
Александр Жуков. Но аналитик “Ренессанс Капитала” Ангелина
Валавина считает, что для “АвтоВАЗа” альтернативой сотрудничеству с
предприятиями ВПК может быть создание СП с иностранными
производителями автокомпонентов.