Анна Павлова
На Горьковском автозаводе началась сборка
фургонов Mercedes-Benz
Налаживая производство в России, глава Mercedes-Benz Vans Фолькер
Морнинвег рассчитывает на хорошие темпы роста местного рынка
Вчера «Группа ГАЗ» и германский концерн Daimler
AG официально запустили контрактную сборку легких коммерческих
автомобилей марки Mercedes-Benz на Горьковском автозавде. Это
первый сборочный проект германского автоконцерна в России. Партнеры
планируют собирать пять модификаций Mercedes-Benz Sprinter,
рассчитанных на российский рынок и на экспорт. В проект средней
годовой мощностью 25 тыс. машин стороны вложили 190 млн евро. По
мнению экспертов, в условиях стагнирующего рынка Daimler ждет
жесткая конкуренция в России, а ГАЗ обезопасил себя режимом
контрактной сборки.
На нижегородской площадке «Группа ГАЗ» и Daimler
AG намерены собирать 15- и 19-местные микроавтобусы, а также малые
и средние цельнометаллические фургоны Mercedes-Benz Sprinter,
рассказал президент «Группы ГАЗ» Бу Андерссон. Производство на
Горьковском автозаводе организовано в режиме полного цикла, включая
сварку, окраску и сборку. Стоимость цельнометаллического фургона
составит от 1,18 млн руб., микроавтобуса — порядка 1,5 млн руб. До
конца года партнеры намерены выпустить порядка 5 тыс. автомобилей.
Прогнозы по производству на 2014 год в Daimler не раскрывают,
ссылаясь на зависимость от спроса, но ранее в «Группе ГАЗ»
указывали среднегодовой объем производства на уровне 25 тыс.
автомобилей, а потенциальную мощность сборочной линии — до 60 тыс.
в год и выше в зависимости от потребности рынка.
В проект стороны вложили 190 млн евро, из
которых порядка 130 млн инвестировал Daimler. Партнеры
отремонтировали корпусный цех и полностью обновили лакокрасочный
комплекс на ГАЗе, а также запустили производство дизельных
двигателей для Sprinter на ярославском заводе «Автодизель» (входит
в «Группу ГАЗ»). Сейчас уровень локализации производства
Mersedes-Benz Sprinter в России составляет порядка 20%, включая
производство приборных панелей и люков на нижегородской площадке. В
дальнейшем инвестор планирует увеличить уровень локализации, прежде
всего за счет локализации штамповочного производства. «Сейчас у нас
11 российских поставщиков, но это только начало. В следующем году
мы будем искать новых поставщиков и увеличивать инвестиции», —
рассказал генеральный директор «Мерседес-Бенц Рус» Ян Мадея. Первые
продажи Mercedes Sprinter нижегородской сборки на российском рынке
начнутся 1 сентября 2013 года через собственные дилерские центры
Daimler (в этом году концерн открыл 20 новых салонов продажи LCV, в
ближайшие два года откроются еще 30—40). Кроме того, концерн
планирует экспортировать Sprinter и уже ведутся переговоры об
экспорте с Белоруссией и Украиной. «В этом году вряд ли успеем, но
со следующего года точно начнем экспортные поставки. И речь идет не
только о постсоветском пространстве: это могут быть страны Ближнего
Востока или Африки», — рассказал Ян Мадея.
«Группа ГАЗ» и Daimler заключили соглашение о сборке Sprinter в
Нижнем Новгороде в декабре 2010 года. Это первый сборочный проект
немецкого автоконцерна в России. Для этого Daimler перенес мощности
по производству LCV в Россию из Аргентины. Интерес к нижегородской
площадке в Daimler глава подразделения Mercedes-Benz Vans Фолькер
Морнинвег объясняет высокими темпами роста российского рынка.
«Российский рынок LCV — один из самых быстрорастущих в мире. В
прошлом году мы выросли на 50%, а в этом году с учетом запуска
Sprinter — на 100%, и эти темпы роста сохранятся еще один—два
года», — прогнозирует господин Мадея.
Между тем сейчас российский рынок легких и
среднетоннажных коммерческих автомобилей (LCV) не демонстрирует
роста, отмечает аналитик «ВТБ Капитал» Владимир Беспалов: «В 2012
году продажи LCV в России составили порядка 186 тыс. автомобилей и
выросли на 6%, но в текущем году рынок не растет или даже немного
стагнирует». По итогам года рынок LCV в России останется на уровне
прошлого года, а в последующие годы будет демонстрировать рост на
уровне 4—6%, прогнозирует эксперт. «Рынок будет демонстрировать
позитивную динамику с экономическим ростом, а так как проект
Daimler рассчитан минимум на десятилетие, Sprinter найдет свою
нишу», — отмечает аналитик. Сейчас продажи Daimler на российском
рынке LCV ежегодно не превышают 7 тыс. автомобилей, то
есть доля рынка компании составляет не более 4—5%, добавляет
аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. «С началом полной сборки
автомобиля в России показатели продаж в стране улучшатся, так как
снизится себестоимость. Но чтобы увеличить долю рынка в России,
компании нужно создать более дешевый фургон», — считает господин
Рожков. Серьезно увеличить объемы продаж Daimler позволит только
экспорт, считают аналитики. «Только Украина, Белоруссия, Казахстан
и другие страны постсоветского пространства, а также дальнее
зарубежье позволят «переварить» изначально запланированные
концерном объемы производства. Экспорт возможен, но не раньше
2014—2015 годов: пока завод будет работать на российский рынок,
налаживать токи продаж, производство, осуществлять контроль
качества», — прогнозирует Андрей Рожков. Сейчас
основным конкурентом Daimler в сегменте LCV является Ford Transit,
производство которого также локализуется в России, отмечает
Владимир Беспалов. «Конкуренции с ГАЗом у Daimler не будет, так как
Sprinter и «Газель» находятся в разных ценовых категориях. Сейчас
Mercedes на треть дороже «Газели», и если ГАЗ не допустит повышения
цены, то они останутся в разных нишах», — полагает эксперт. По его
мнению, как партнер германского концерна ГАЗ не берет на себя риски
в случае падения рынка, так как проект предполагает контрактную
сборку: "За нижегородским заводом — только сборка, и если заказы
будут меньше, чем планировалось, заказчик будет доплачивать
автозаводу".