"Невское" пытается удержаться на
рынке
Пивоваренная компания "Вена" запустила сразу два
маркетинговых проекта в поддержку пива "Невское"
Андрей Сердечнов
В конце прошлой недели было объявлено о том, что
"Вена" инвестировала полмиллиона евро в производство новой упаковки
для пива "Невское". А чуть ранее стартовала масштабная рекламная
кампания сорта "Невское Ice". Цель инициатив компании "Вена" –
перепозиционирование пива "Невское" и расширение его целевой
аудитории. Причиной активизации "Вены", возможно, стало то, что
конкуренция в сегменте "российский премиум" в последнее время
заметно обострилась и ведущая марка этой компании сдала свои
позиции, переместившись в своем сегменте с третьего места на
четвертое. ОАО "Вена" (Санкт-Петербург) включает в себя два завода:
в Санкт-Петербурге и в Челябинске (присоединение ОАО "Пивоваренная
компания "Золотой Урал" к питерской компании произошло в 2004 г.).
Основным акционером ОАО "Вена" является шведский холдинг Baltic
Beverages Holding AB (BBH), которому принадлежит 99,98% акций.
Холдингом BBH наравне владеют британская компания Scottish &
Newcastle и датский концерн Carlsberg Breweries A/S. В 2004 г.
продажи пива "Вены" выросли на 18%, и составили 313 млн л. По
итогам 2004 г., доля компании на российском пивном рынке
оценивается в 3,8% в объемном выражении. Основными брендами в
портфеле компании являются торговые марки "Невское", Tuborg и
"Уральский Мастер". По данным компании, все они входят в число
лидеров в своих сегментах: российский премиум, лицензионный премиум
и сегмент среднеценового пива соответственно. В конце минувшей
недели стало известно, что компания "Вена" инвестировала около 500
тыс. евро в производство новой упаковки для пива "Невское". Для
этого на предприятии была установлена немецкая этикеровочная
машина. Это позволит выпускать пиво "Невское" в банках со
специальными крышками из фольги, которые призваны препятствовать
загрязнению банки и сохранять вкус пива. До конца 2005 г. ОАО
"Вена" планирует выпустить около 60 млн банок пива "Невское" с
крышкой из фольги. Сколько средств будет вложено в продвижение пива
в новой упаковке, в компании не уточняют. Кроме того, в июне
стартовала национальная рекламная кампания пива "Невское Ice",
приуроченная к запуску этого сорта на рынок. В кампании "Невское
Ice. Свежий вкус в стильной форме" задействованы федеральные и
местные телеканалы, наружная реклама, Интернет, предусмотрено
проведение BTL-акций и спонсорство молодежных мероприятий. Объем
средств, вложенных в разработку нового сорта пива и в его рекламу,
в компании также практически не комментируют. "Разработка пива
"Невское Ice" – все наши силы начиная с 2004 г., то есть оценить в
деньгах это довольно сложно. Что касается затрат на продвижение
этого сорта, то, к сожалению, мы не можем озвучить точную цифру, но
это несколько миллионов долларов", – сказала RBC daily Алина
Кржевацкая, бренд-менеджер торговой марки "Невское". Цель инициатив
компании "Вена" – перепозиционирование пива "Невское". "Запуск
нового сорта под брендом "Невское" и инновация в упаковке являются
элементами общей стратегии развития бренда "Невское" в 2005 г. Если
говорить о конкретных целях, то, запуская "Невское Ice", мы хотим
обновить имидж бренда и привлечь новых более молодых потребителей.
А что касается банки с крышкой, то представить уникальную
технологию, которая позволяет сохранить чистоту и обеспечивает
заботу о потребителях, которые могут пить пиво прямо из банки сразу
после покупки. Глобальная цель наших усилий – это привлечение новых
потребителей и удержание тех, кто уже пьет пиво "Невское". Наша
цель – бренд "Невское" должен занять прочную позицию в тройке
лидеров в сегменте российский премиум", – говорит Алина Кржевацкая.
Дело в том, что, как пояснили RBC daily в исследовательской
компании "Бизнес Аналитика", в январе-апреле 2005 г. расстановка
сил на рынке тарированного пива (без учета продаж в точках
общепита) в сегменте "местный премиум" выглядела следующим образом.
На первом месте – марка "Балтика" (№0 – "Безалкогольное", №5 –
"Золотое", №7 – "Экспортное", №8 – "Пшеничное") с долей 22,4%; на
втором месте – "Старый мельник" с долей 12,8%; на третьем –
"Клинское" ("Золотое", "Аррива", "Ультра", "Люкс", "Редкое",
"Самурай") с долей 11,7%; на четвертом месте – пиво "Невское" с
долей 11,6%. Далее следуют "Сибирская корона" (9,8%), "Золотая
бочка" (9,1%), "Бочкарев" (8,8%), "Тинькофф" (3,4%) и еще 10,3%
приходится на оставшиеся российские премиальные марки в сумме.
Согласно данным компании "Бизнес Аналитика", на конец 2004 г. бренд
"Невское" занимал третье место в сегменте "местный премиум" с долей
рынка 15,3% в стоимостном выражении. В ИФК "Метрополь"
действия "Вены" называют вполне логичными. "Причина разработки
новой упаковки для пива "Невское" и запуска рекламной кампании
сорта "Невское Ice" понятна: это обострение конкуренции на пивном
рынке. Особенно если рассматривать усилия компании "Вена" в свете
последних событий – например того, что крупная международная
компания Heineken только что подала в Федеральную антимонопольную
службу заявку на одобрение покупки пивоваренного комбината им.
Степана Разина. Это означает, что после совершения сделки позиции и
без того популярной питерской марки "Степан Разин" будут только
усиливаться, – комментирует RBC daily ситуацию Наталья Мильчакова,
аналитик ИФК "Метрополь". – Отчасти компания "Вена" идет по
стопам "Балтики", которая не так давно перепозиционировала бренд
"Балтика №3" и тем самым существенно подняла его продажи. Пиво
"Невское" (как и "Балтика №3") – достаточно старый бренд, который
точно также нуждается в обновлении для того, чтобы не потерять
своих позиций. В ценовом сегменте "Невского" из-за большого
присутствия российских марок сегодня очень тесно – в отличие от
сегмента лицензионных сортов, который пока еще заполнен не
полностью".