Елена Кудряшова
Компания "Мобильные ТелеСистемы" (МТС)
представила финансовые результаты за I квартал 2011 г. На фоне
роста выручки на 12% по сравнению с I кварталом прошлого года
оператор продемонстрировал снижение чистой прибыли на 16%, до
$321,6 млн, и показателя OIBDA на 3%, до $1,12 млрд. В компании это
объясняют расходами на маркетинг и консолидацию приобретенных
активов. В то же время выручка от мобильного бизнеса оператора в
России увеличилась на 15% к I кварталу прошлого года. По этому
показателю МТС обошла "МегаФон", у которого рост мобильного бизнеса
составил 11,2%.
На прибыльность бизнеса МТС в I квартале 2011 г.
оказали влияние такие факторы, как рост расходов на маркетинг и
консолидация приобретенных активов, в том числе "Комстар-ОТС",
которая завершилась в марте этого года, рассказал вчера на
пресс-конференции президент МТС Андрей Дубовсков. Коммерческие
расходы и расходы на маркетинг увеличились почти в 1,5 раза, до
$235 млн.
"Во втором полугодии 2010 г. мы инвестировали
серьезные ресурсы в конкурентную борьбу на российском рынке, в том
числе в коммерческие и маркетинговые расходы, - поясняет
вице-президент по финансам и инвестициям МТС Алексей Корня. - Это
привело к снижению рентабельности по группе и российскому
бизнесу".
Компания продолжает расширять собственную
розничную сеть, которая на конец I квартала насчитывала 2,36 тыс.
салонов. По словам вице-президента по коммерции Михаила Герчука,
через собственную розницу МТС продает около одной трети продукции.
В частности, продажи сотовых телефонов увеличились по сравнению с I
кварталом прошлого года на 21%, до 1,14 млн, а продажи модемов -
более чем в 2 раза, до 1 млн штук. "В этом году мы заканчиваем
создание собственной розничной сети, которая аккумулирует
существенную долю продаж, - сказал Михаил Герчук. - В дальнейшем мы
сконцентрируемся на повышении рентабельности этого бизнеса".
Выручка мобильного бизнеса МТС в России по
сравнению с I кварталом 2010 г. выросла на 15%, до 61,3 млрд руб.,
а доходы от продаж телефонов и оборудования - на 68%, до 6,7 млрд
руб. С учетом того, что сотовая абонентская база осталась на
прежнем уровне (71,46 млн), ARPU вырос на 6%, до 252 руб.,
показатель MOU увеличился на 18%, до 249 минут. Доход от
дополнительных услуг и сервисов (VAS) увеличился на 25%, до 67,3
руб. на абонента. При этом расходы на привлечение абонента (SAC)
продолжают расти: в I квартале этот показатель составил 669,6 руб.
против 656,6 руб. в IV квартале 2010 г., но, по словам
президента МТС, находится в комфортном диапазоне.
На снижение рентабельности бизнеса также оказали
влияние расходы на консолидацию приобретенных активов. В марте МТС
завершила присоединение "Комстар-ОТС", а также приобрела несколько
региональных активов, напоминает Андрей Дубовсков.
Первым из операторов "большой тройки" финансовые
результаты за I квартал раскрыл "МегаФон". Выручка компании
увеличилась на 18%, до 55,2 млрд руб., показатель OIBDA - на 11,1%,
до 23,8 млрд руб. При этом чистая прибыль за квартал сократилась на
1,9%, почти до 10 млрд руб., а рентабельность по OIBDA составила
43,2% против 45,8%. Доля дополнительных услуг в выручке мобильного
бизнеса в I квартале выросла на 4,5 процентных пункта, до 26,2%.
Доходы от мобильной передачи данных увеличились на 64,3% по
сравнению с I кварталом прошлого года. Выручка оператора от
мобильного бизнеса достигла 51,7 млрд руб., рост составил 11,2%
(см. новость на ComNews от 18 мая 2011 г.). "ВымпелКом" представит
финансовые результаты за квартал 1 июня.
"В целом результаты МТС я оцениваю
как негативные, - отмечает аналитик ИФК "Метрополь" Кирилл Горячих.
- Несмотря на 12%-ный рост выручки год к году, компания
продемонстрировала снижение OIBDA на 2,7%, что было вызвано
действиями оператора по привлечению новых абонентов, высокими
маркетинговыми расходами, а также высокой долей ритейла в выручке.
В долгосрочной перспективе рост доли доходов от передачи данных,
безусловно, положительно повлияет на рентабельность компании.
Однако в перспективе ближайшие один-два года я бы не был столь
оптимистичным. Конкуренция на российском рынке остается высокой, и
российским мобильным операторам еще предстоит подтвердить своими
финансовыми результатами, что они смогут удерживать маржу на
приемлемом уровне на фоне усиления позиций
конкурентов".
В I квартале 2011 г. МТС продемонстрировала
более низкие темпы роста выручки от мобильной передачи данных (50%
год к году против 64% у "МегаФона"), при этом в абсолютном
выражении выручка "МегаФона" от передачи данных превзошла
соответствующий показатель МТС на 22%, обращает внимание Кирилл
Горячих. "Все дело в том, что "МегаФон" в последние годы направлял
практически всю полученную прибыль на инвестиции, в то время как
МТС выплачивала дивиденды, а также приобрела оператора
фиксированной связи "Комстар-ОТС", - утверждает он.
http://www.comnews.ru/index.cfm?id=61474