Российский авторынок всего за три
года сократился почти в два раза. Если в 2012 году в стране было
продано почти 3 млн новых легковых машин, то в 2015 году всего 1,6
млн. Этот результат мог быть еще скромнее, если бы не декабрь,
ставший самым удачным для автопроизводителей. Даже при энергичных
мерах господдержки участники рынка и эксперты ожидают дальнейшего
снижения продаж и роста цен.
Российский авторынок сократился по итогам 2015
года на 35,7%. Всего за год было продано чуть более 1,6 млн новых
автомобилей. Это на 890 тыс. единиц меньше по сравнению с 2014-м,
когда авторынок также серьезно просел. Такие данные приводятся в
годовом отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского
бизнеса (АЕБ).
Таким образом, российский авторынок падает уже
третий год подряд после рекордного за всю историю 2012 года. Из-за
затяжного кризиса Россия с 1–2-го места в Европе по объему
проданных машин откатилась на 4–5-е, и отставание от лидеров —
Германии, Великобритании, Франции — с каждым годом все
увеличивается.
Итоги 2015 года могли бы оказаться еще хуже,
если бы не рост спроса в декабре. Опасаясь очередной волны
повышений цен на новые автомобили из-за негативной ситуации на
валютном рынке, многие потребители не стали откладывать покупку на
следующий год. Несмотря на то что продажи новых легковых
автомобилей в России в декабре 2015 года упали на 45,7%, прошлый
месяц стал лучшим по объему продаж за весь 2015 год.
«Декабрь с продажами 147 тыс. автомобилей
оказался лучшим месяцем в 2015 году, оставаясь в то же время
чрезвычайно далеким от абсолютного декабрьского рекорда, равного
270 тыс., показанного годом ранее», — прокомментировал ситуацию
председатель комитета АЕБ Йорг Шрайбер.
Как будут продаваться автомобили в 2016
году
Моделей меньше, цены выше
Лидер рейтинга продаж — марка Lada реализовала в
минувшем году 269 тыс. автомобилей, что на 31% меньше, чем было
продано в 2014-м. При этом доля компании на рынке в целом выросла
на 1,3%, до 16,8%.
Корейские марки также завершили год в минусе.
Продажи у Kia снизились на 16%, а у Hyundai — на 10%. По объему
реализованных за год машин обе марки существенно отстали от
«АвтоВАЗа»: Kia продала 163,5 тыс. единиц, а Hyundai — 161,2 тыс.
единиц.
Компания Renault, занимающая четвертую строчку в
рейтинге продаж, реализовала за год 120,4 тыс. автомобилей — на 38%
меньше, чем в 2014-м. Марке Volkswagen удалось продать 78,4 тыс.
машин, что на 39% меньше, чем годом ранее. Заметным снижением
продаж завершился год и для японских марок Toyota (98,1 тыс. машин,
-29%) и Nissan (91,1 тыс. машин, -44%).
По итогам года прибавили в объемах продаж
относительно 2014-го всего два бренда: Lexus и Porsche.
Японская премиум-марка реализовала 22,2 тыс.
машин (+6%), а немецкая автокомпания продала 5,3 тыс. автомобилей
(+12%).
Формально рост продаж относительно предыдущего
года произошел и у марки Datsun, но объясняется это тем, что на
российский рынок компания вышла лишь в сентябре 2014 года. В 2015-м
компания Datsun продала в России 31,6 тыс. машин.
В ноябре продажи новых машин упали более чем на
40%
Кризис глубокой заморозки
Автокомпании готовятся к тому, что рынок
продолжит падение и в 2016 году. По словам Шрайбера, ожидания
автокомпаний относительно ситуации в 2016 году нельзя назвать
оптимистичными.
«Консолидированный прогноз членов АЕБ на 2016
год — 1,53 млн автомобилей, но это при условии, что не будет
существенных изменений в господдержке автомобильного сектора, —
говорит он. — В таком случае представляется возможным остановить
дальнейшее падение рынка на уровне ниже 5% в годовом исчислении.
Это было бы некоторым прогрессом в сравнении с драматическим
снижением в недавнем прошлом. Однако надо помнить, что неизвестно,
когда в конце концов рынок стабилизируется и вернется к столь
необходимому росту».
Кроме того, Шрайбер отметил, что цены на новые
автомобили продолжат расти.
«Уровень цен на автомобили конца прошлого года
вырастет уже к концу первого квартала года текущего, — полагает он.
— В то же время повышение цен приведет к тому, что в денежном
выражении авторынок уже не будет сокращаться, при условии падения
продаж на 5%».
Аналитик ИФК «Метрополь» Андрей
Рожков с прогнозом АЕБ согласен. «Ситуация на сырьевых и финансовых
рынках на начало года позволяет заключить, что падение авторынка в
этом году может составить порядка 5%, — рассказал «Газете.Ru»
Рожков. — Это не пессимистичный прогноз, а скорее базовый. Не
исключаю, что в середине года он будет
скорректирован».
Господдержку автопрома в 2016 году могут
увеличить до 50 млрд рублей
Авторынок подопрут миллиардами
Аналитик «ВБТ-Капитал» Владимир Беспалов
полагает, что авторынок может сократиться в 2016 году на 10%, но
может оказаться и на уровне 2015 года. «Слишком много факторов
сейчас влияют на продажи машин, и по каждому из них большая
неопределенность, — рассказал Беспалов «Газете.Ru». — Поэтому
нельзя исключать и того, что объем продаж выйдет за обозначенные
пределы. В любом случае, если говорить о долгосрочной перспективе,
то авторынок еще долгое время будет оставаться примерно на этом же
уровне. Пик падения уже пройден, а такого резкого роста, как после
кризиса в 2009 году, сейчас уже не произойдет».
По словам эксперта, в течение года на авторынок
будут оказывать влияние несколько новых трендов. «В этом году
многие потребители могут начать менять свои старые автомобили, —
говорит Беспалов. — В 2012 году был пик продаж. С учетом среднего
срока владения машиной, который составляет четыре-пять лет, можно
предположить, что те, кто приобрел автомобиль тогда, сейчас захотят
его сменить на новый.
В то же время сдерживать покупательскую
активность будут, например, платные парковки, делающие владение
машиной обременительным, и такси, которое с развитием технологий
стало удобным и дешевым.
Пока эта тенденция прослеживается на самом
большом рынке — в Москве, но скоро коснется и других крупных
городов. Конечно, влияние такого фактора не будет существенным, но
исключать его тоже нельзя». Впрочем, Йорг Шрайбер в четверг
высказал мнение, что платные парковки в столице никак не влияют на
уровень продажи автомобилей.
Миллиарды для авторынка
Ситуацию на отечественном авторынке в четверг
прокомментировал и глава Минпромторга Денис Мантуров. В кулуарах
Гайдаровского форума он подтвердил, что на поддержку спроса только
в первом полугодии планируется выделить 20 млрд руб.
При этом он признал, что системы программы
поддержки автопрома будут сокращены на 10%. «20 млрд руб., которые
выделены, — 20 млрд руб. и останется. А если мы говорим о
госпрограммах, за исключением защищенных статей, сокращение будет
на 10%», — отметил министр. К упомянутым мерам со стороны
государства относится возмещение автопроизводителям части затрат,
направленных на модернизацию производства, поддержку рабочих мест и
т.д. Кроме того, ведомство поддерживает спрос на автомобили
посредством реализации программы утилизации, trade-in, льготного
лизинга и льготного автокредитования.
Что касается производства автомобилей, то
Мантуров рассчитывает сохранить его на прошлогоднем уровне.
«Прогноз на 2016 год — если по производству, то мы должны
обеспечить, сохранить объемы 2015 года. Что касается рынка — не
готов дать оптимистическую информацию, но будем стараться
поддержать рынок либо на уровне 2015 года, либо, как уже обозначил
профильный вице-премьер Аркадий Дворкович, где-то до 5% спада», —
сказал он.
http://www.gazeta.ru/auto/2016/01/14_a_8021765.shtml