Четвертая попыткаТерминал под Питером построит ТНК-BP
Александр Тутушкин, Анатолий Темкин
Ленинградская область стала необычайно популярна
у российских нефтяников, которые хотят строить здесь морские
терминалы для экспорта своей нефти и нефтепродуктов. Вчера стало
известно о новом - уже четвертом по счету - проекте такого рода,
который намерена реализовать ТНК-ВР. Ближе всех к воплощению мечты
- "ЛУКОЙЛ" с его терминалом в Высоцке, который будет пущен уже в
2004 г. Как сообщил на вчерашней пресс-конференции вице-губернатор
Ленинградской области Григорий Двас, ТНК-ВР намерена построить в
этом регионе нефтеналивной морской терминал. По словам другого
чиновника областного правительства, осенью этого года ТНК-ВР подала
в администрацию заявку с просьбой разрешить ей строительство
терминала для перевалки в танкеры нефти и нефтепродуктов. Чиновник
говорит, что ТНК-ВР, скорее всего, будет претендовать на участок на
южном побережье Финского залива между Приморском и Высоцком. По его
словам, мощность терминала должна составить около 18 млн т в год.
Заявка будет рассмотрена, утверждают в правительстве Ленобласти, в
январе следующего года. Источник в ТНК-ВР подтвердил "Ведомостям"
существование такого проекта, однако от дальнейших комментариев
воздержался. Это уже четвертый по счету проект строительства
экспортных терминалов, которые инициируют нефтяные компании. Еще в
1996 г. "Сургутнефтегаз" объявил, что построит нефтепродуктовый
терминал в бухте Батарейная и соединит его трубопроводом со своим
НПЗ в Киришах (Ленинградская обл.). Под этот проект компания даже
получила допквоту на экспорт нефти и в 1997 г. заложила первый
камень для строительства терминала. Однако тем дело и кончилось.
Чиновник областного правительства утверждает, что работы в бухте
Батарейная "Сургутнефтегаз" так и не начал. "Компания не
отказывается от проекта, но и строительства никакого пока не
ведет", - утверждает собеседник "Ведомостей". "Сургутнефтегаз"
также планирует в альянсе с "Роснефтью" построить еще один терминал
в районе Приморска, причем в паре с новым НПЗ мощностью 7 - 8 млн т
нефти в год, который планируют возвести там же. Соответствующее
соглашение две компании и администрация Ленобласти подписали в
середине прошлого года. Минувшей осенью, говорит чиновник
областного правительства, под этот проект был выделен землеотвод.
По словам представителя "Роснефти", сейчас идет работа над
обоснованием инвестиций, планируемый срок строительства - четыре
года. Представители "Сургутнефтегаза" вчера были недоступны для
комментариев. А наиболее продвинутым является проект "ЛУКОЙЛа",
который строит терминал мощностью 10,6 млн т нефти и нефтепродуктов
в год в Высоцке. Его первую очередь на 4,7 млн т планировалось
пустить в ноябре, но, как сообщили "Ведомостям" в Морской
администрации портов Высоцк и Выборг, строители по техническим
причинам выбились из графика и теперь планируют сдать терминал не
ранее марта 2004 г. "Компании необходимо достроить бетонные пирсы,
протянуть несколько трубопроводов и установить систему управления
движением судов", - говорит чиновник Морской администрации. Зато
вчера американская компания Fluor Corporation сообщила о подписании
контракта с "ЛУКОЙЛ-Нефтегазстроем" на $330 млн на проектирование,
поставку оборудования и строительство терминала. Представитель
"ЛУКОЙЛа" пояснил "Ведомостям, что "это полная стоимость проекта,
которая включает в себя уже вложенные в строительство деньги".
Полностью завершить проект планируется к концу 2004 г. Аналитик ИФК
"Метрополь" Евгений Сацков
говорит, что если компании выдвигают такие проекты, то они
экономически обоснованы не только для нынешних высоких цен на
нефть, но и для более низких, порядка $16 - 18 за баррель, которые
обычно закладываются в бизнес-планы. Неоспоримым достоинством этих
проектов эксперт считает то, что они позволяют обойти ограничения
по экспортным квотам, которые накладывает транспортировка по
системе "Транснефти". А Стивен Дашевский из "Атона" говорит, что
Балтика привлекает нефтяников отсутствием проблем с проливами,
которые имею место на Новороссийском направлении.