Антон Павлов
Компания "Метрополь", победитель конкурса по
продаже завода "Москвич", построит на его месте многофункциональный
комплекс площадью 1 млн кв. м. Концепция строительства еще в стадии
разработки, однако эксперты уже называют проект сверхдоходным:
земля обошлась новому владельцу по цене в несколько раз ниже
рыночной -- менее $2 млн за гектар. Удивительно, но и конкуренты
"Метрополя", не допущенные до конкурса, и кредиторы "Москвича",
получившее за свою землю гораздо меньше денег, чем могли бы,
оспаривать сделку не планируют.
Цена отчуждения
Московское правительство несколько раз
обращалось к федеральным властям с просьбой о продаже
обанкротившегося "Москвича", однако в ответ получало предложение
приобрести завод вместе с долгами в размере $600 млн. Эта сумма
являлась "обременением на компенсацию затраченных средств на
приобретение технологической линии по производству двигателей,
которая не была запущена в эксплуатацию" (в свое время "Москвич"
получил из госбюджета деньги на строительство цеха, которое так и
не началось). Не договорившись с московскими чиновниками,
федеральные власти решили выставить завод на торги, которых в общей
сложности оказалось три. В сентябре 2005 года на аукцион были
выставлены 4 из 54 зданий "Москвича", однако продать удалось лишь
одно. Спустя два месяца чиновники решили реализовать одним лотом
сразу десять нежилых зданий за $65 млн, но конкурс так и не
состоялся. А спустя год, в декабре 2006-го, "Москвич" был выставлен
на продажу целиком и уже без обременения. В состав лота не вошел
только стадион "Москвич". На аукцион, организованный конкурсным
управляющим завода Александром Ивановым и Федеральной фондовой
корпорацией, были выставлены 54 здания "Москвича" общей площадью
750 тыс. кв. м. Они располагаются на двух участках: старой
территории автозавода площадью 44 га и новой -- площадью 50 га.
Сейчас часть новой площадки занимает компания "Автофрамос",
выпускающая автомобили под маркой Renault (мэрии Москвы принадлежит
5,9% ее акций, остальные -- французской Renault). Под свои
производственные мощности "Автофрамос" арендует у "Москвича"
территорию. Начальная цена лота составила 5 506 711 000 руб. с
шагом аукциона 2 млн руб. В торгах участвовали две компании --
"Прометей" и "Метрополь". Последняя и стала победителем, предложив
5,552 млрд руб., что всего на 48 млн руб. превышало стартовую цену.
"Покупка финансировалась за счет средств паевого фонда, созданного
осенью 2006 года",-- рассказал сразу после торгов генеральный
директор ИФК "Метрополь" Михаил Слипенчук. Он имел в виду фонд
"Метрополь Олимп", единственным пайщиком которого является сама
компания "Метрополь". Также господин Слипенчук заявил о планах
строительства 1 млн кв. м жилых и коммерческих площадей на старой
площадке и "развитии автомобилестроения за счет привлечения
французских компаний" на новой площадке.
Упущенные инвесторы
Конкурс стал скандальным еще до проведения:
одного из крупных московских девелоперов -- Mirax Group -- не
допустили к участию в торгах. Близкие к торгам источники
предполагали, что причиной тому послужила договоренность
"Метрополя" со столичными властями, которые хотели за счет
территории "Москвича" вдвое расширить автомобильное производство
"Автофрамоса" и, передав в уставный фонд этого предприятия
земельный участок, увеличить свою долю в нем. К слову, в июне
департамент промышленности Москвы заявил, что выпуск Renault Logan
может быть удвоен -- с нынешних 60 тыс. до 120 тыс., а глава
альянса Renault-Nissan Карлос Гон отметил, что в качестве одного из
вариантов расширения производства СП рассматривает покупку площадей
АЗЛК. "В последний день приема заявок наши представители в
сопровождении нотариуса не были допущены к конкурсному управляющему
предприятием Александру Иванову. В результате не было подписано
соглашение о задатке, и мы не смогли участвовать в конкурсе",--
говорит член совета директоров Mirax Group Максим Темников. В ответ
господин Иванов уверяет, что "подача заявки на участие в торгах в
последние минуты приема заявок и последующая неуплата задатка --
типичный для рейдеров ход, направленный на то, чтобы иметь
юридическую возможность подачи иска об обжаловании торгов". Mirax
подала иск в арбитражный суд Москвы, но уже отозвала его. "Факт
незаконности проведения торгов обосновать почти невозможно:
претендентам обычно не удается доказать, что у них намеренно
отказались принять документы",-- объясняет отзыв иска один из
юристов крупной строительной компании. Господин Темников не
исключил вариант, что мэрия могла отказаться от участия в торгах,
заручившись обещанием "Метрополя" выделить "Автофрамосу"
дополнительные площади. Источники в мэрии называли такое развитие
событий "вероятным": в декабре глава департамента промышленности
Москвы Евгений Пантелеев оценил возможный объем инвестиций Renault
в проект как $150-200 млн. Продажу части территории предприятия в
беседе сЪ не исключал и президент победившей ИФК "Метрополь" Михаил
Слипенчук. "Еще до аукциона можно было предположить, что победитель
может рассчитывать исключительно на старую площадку "Москвича", а
новую придется отдать городу",-- сказал один из участников рынка.
По его словам, именно факт предварительной договоренности с
"Метрополем" объяснял нелогичные на первый взгляд действия
столичного правительства: проявляя интерес к аукциону, в последний
день приема заявок чиновники от участия в торгах отказались. "Из
всего имущества завода нас интересовали лишь ДК "Москвич" и часть
производственных площадей для расширения "Автофрамоса". Однако
имущество выставлялось одним лотом, и мы решили не участвовать",--
сказал чиновник правительства Москвы, пожелавший остаться
неназванным. В начале января версия "сговора" подтвердилась. Город
выкупил около 50 га производственных территорий завода, на которых
расположено 23 объекта недвижимости. Это 540 тыс. кв. м
производственных площадей и 18 тыс. кв. м Дома культуры АЗЛК. Глава
департамента имущества Москвы Владимир Силкин заявил, что часть
купленной территории, как и предполагалось, будет задействована для
расширения мощностей завода "Автофрамос". Сумма сделки составила
3,621 млрд руб. ($136,5 млн). "Компания продала объекты городу
фактически по себестоимости, то есть по цене, заплаченной за эту
долю имущества на декабрьских торгах",-- признался Михаил
Слипенчук. То, что "Метрополь" не смог заработать на перепродаже,
он объяснил тем, что у города изначально были планы задействовать
территорию под автомобильное производство. Себе "Метрополь" оставил
площадку в 23 га на пересечении Волгоградского проспекта и третьего
транспортного кольца. Этот участок компания планирует застроить
офисами класса В, В+, гостиничными и торгово-развлекательными
объектами. "Пока предварительно согласовано строительство около 400
тыс. кв. м, но мы бы хотели построить до 1 млн кв. м",--
рассказывает господин Слипенчук, отмечая, что концепция проекта
будет подготовлена к лету. Всего "Метрополь" готов вложить в
застройку своего участка до $1 млрд, однако концепция сейчас
находится в стадии разработки. Близкий к Mirax источник сообщил,
что у компании также не было готовой концепции строительства.
"Участие в конкурсе планировалось исключительно с целью получения
земли, которая выставлялась на торги по бросовой цене",-- рассказал
собеседник BG. "Действительно, в результате сделки 44 га земли
обошлись "Метрополю" в $76 млн -- меньше $2 млн за гектар",--
недоумевает ведущий эксперт по коммерческой недвижимости Penny Lane
Realty Максим Жуликов. Цены эти далеки от рыночных. По оценке члена
совета директоров Mirax Group Дмитрия Луценко, стоимость 1 га в
районе третьего транспортного кольца составляет $5-20 млн. "Но
нельзя забывать, что в случае с большими объемами земли и ее
расположением в промзоне, как в случае с "Москвичом", цены
значительно снижаются",-- напомнил он. Конкурсный управляющий
"Москвича" господин Иванов и организатор торгов Федеральная
фондовая корпорация комментировать цену завода отказались. Остался
без ответа и официальный запрос BG о цене участков в Министерство
финансов РФ: как представитель кредитора и акционера, это ведомство
в первую очередь должно быть заинтересовано в продаже конкурсной
массы по справедливой цене.
Заводские перспективы
Оценивая будущий проект строительства, участники
рынка отмечают, что территория завода удачно вписывается в
транспортную инфраструктуру района. В непосредственной близости от
"Москвича" расположены станции двух линий метрополитена
"Волгоградский проспект" и "Дубровка", что выгодно отличает проект,
к примеру, от бизнес-парка "Нагатино-I Land", для функционирования
которого необходимо строительство станции на действующем перегоне
за счет инвестора. Кроме того, рядом с участком проходят две
крупные городские магистрали: Волгоградский проспект и ТТК, также
обеспечивающие удобный доступ. Однако транспортная доступность
района является как козырем, так и отрицательным параметром
проекта: Волгоградский проспект сильно перегружен в часы пик, а на
Шоссейной улице можно попасть в пробку даже в выходной, причем
именно на участке дороги, идущем вдоль завода. Поэтому застройщикам
"Москвича" придется принимать решения не только о строительстве
комплекса, но и разгрузке транспортных потоков, проходящих вдоль
участка, строительстве многоуровневых развязок и т. п. Директор по
продажам Межрегиональной девелоперской компании Алексей
Остробородов говорит о целесообразности строительства на участке
жилья экономкласса. А руководитель отдела консалтинга и оценки
компании Paul`s Yard Юлия Кучеренко считает, что "строительство
жилья здесь представляется абсолютно нецелесообразным". Наиболее
эффективным, по ее мнению, вариантом редевелопмента территории
является строительство объектов торговой и офисной недвижимости.
Мотивирует госпожа Кучеренко свое мнение тем, что участок
расположен в одном из наиболее загрязненных районов Москвы и со
всех сторон окружен территорией промышленной зоны №25
"Волгоградский проспект" (Московский шинный завод и ТЭЦ-8). "С
учетом большой площади земельного участка на нем вполне возможно
строительство крупного бизнес-парка класса "В",-- резюмирует
эксперт. Иное мнение у заместителя гендиректора девелоперской
компании "Новая площадь" Евгения Якубовского: "Наиболее
востребованными будут не только офисные, но и жилые площади с
возможным размещением ТЦ". Впрочем, к моменту возможного выхода
объекта на рынок в восточной и юго-восточной полупериферийных зонах
Москвы будет функционировать достаточно большое количество
ритейл-центров, напоминает Юлия Кучеренко. К уже существующим ТЦ
"Три D" на пересечении Нижегородской улицы и ТТК, "Город" на
Рязанском проспекте, Metro cash & carry на Шоссейной улице
добавятся River mall между ТТК и Симоновской набережной, ТЦ на
месте завода "Мозаика" на пересечении Шарикоподшипниковской улицы и
ТТК и ТЦ на месте завода "Серп и Молот" на шоссе Энтузиастов.
"Соотношение площадей можно разделить следующим образом: 50% отдать
под жилую застройку (порядка 500 тыс. кв. м), остальные
распределить среди коммерческих объектов -- 30% на офисную
недвижимость (300 тыс. кв. м) и 20% на ритейл (200 тыс. кв. м).
Таким образом, будет сформирован район нового формата, который
сможет в значительной мере удовлетворить потребности города по всем
направлениям недвижимого имущества",-- просчитал господин
Якубовский. По его оценке, при условии нового строительства
коммерческая недвижимость будет соответствовать классам А-, В+.
Жилая недвижимость удовлетворит потребности экономкласса. По данным
компании "Новая площадь", арендные ставки на офисы в будущем
комплексе можно обозначить в пределах $400-700 кв. м в зависимости
от окончательного формата и предлагаемых площадей. Цены продаж на
коммерческую недвижимость будут колебаться от $3 тыс. до $5 тыс., а
жилые площади, наиболее вероятно, будут востребованы покупателями
на уровне $2,5-3 тыс. за 1 кв. м на старте проекта. ""Метрополь"
может рассчитывать на доходность 10-12% от реализации коммерческих
площадей",-- предполагает господин Якубовский. А топ-менеджер одной
из девелоперских компаний подсчитал, что проект "Москвича" принесет
девелоперу до $500 млн.
Звезда и смерть АЗЛК
Автозавод "Москвич" ведет свою историю от
автосборочного завода, построенного в 1929-1930 годах. Предприятие
ежегодно собирало до 24 тыс. легковых и грузовых автомобилей по
лицензии Ford. В декабре 1933 года оно переименовано в
Государственный автосборочный завод имени Коммунистического
интернационала молодежи в Москве, в августе стало филиалом
Горьковского автозавода и перешло к выпуску грузовиков "ГАЗ-АА". С
1939 года предприятие вновь стало самостоятельным и начало
производство легковых КИМ-10. В 1941 году завод был эвакуирован на
Урал, занимался выпуском оборонной продукции. В 1945 году, после
реконструкции, "Москвич" переименован в Московский завод
малолитражных автомобилей. С 1947 года завод приступил к серийному
выпуску легковых "Москвич-400" по образцу немецкого Opel Kadett. В
октябре 1968 года завод вновь переименован -- в Автомобильный завод
имени Ленинского комсомола (АЗЛК). Пик производства пришелся на
80-е годы, когда выпускалось до 200 тыс. машин ежегодно. В 1993
году завод был акционирован и переименован в ОАО "Москвич", но
из-за финансовых трудностей производство пришлось практически
свернуть. В 1997 году правительство Москвы и французская Renault
создали на площадях АЗЛК СП "Автофрамос" (сначала совладельцы имели
по 50% акций, затем доля Renault увеличилась до 93,41%). Тогда же
завод возобновил выпуск "Москвичей". Были освоены модели
"Святогор", "Князь Владимир" и др. В декабре 1998 года выпущен
пятимиллионный автомобиль. В 1999 году мэрия Москвы, не добившись
от правительства передачи завода в свою собственность, прекратила
поддержку. Уже в 2000 году производство упало с 30 тыс. до 5 тыс.,
в 2002 году завод остановился. В январе 2004 года на нем введено
внешнее управление, в 2006 году "Москвич" признан банкротом. Общая
задолженность перед кредиторами (Министерство финансов РФ,
Федеральная налоговая служба и правительство Москвы.-- Ъ) -- 28
млрд руб. На момент продажи 60,36% акций завода принадлежали
государству.