Екатерина Дербилова
Частно-государственное партнерство сейчас,
конечно, модно, но при одном условии: контроль — у
государства. Поэтому мечта Бориса Абрамовича получить более
50% акций в третьем по величине авиаперевозчике страны
«Эйрюнион» долго казалась несбыточной. Он с братом Александром
владеет около 40% акций «Красэйр» и «Самары», 48,6%
«Домодедовских авиалиний» (ДАЛ), около 70% «Омскавиа» и 100%
«Сибавиатранса», который создал в 1995 г. У государства —
51% «Красэйр», половина ДАЛ и 46,5% «Самары».
Абрамович два года убеждал чиновников и почти
получил контроль. В мае президент Владимир Путин своим указом о
создании «Эйрюнион» закрепил за государством долю не менее
45% акций компании. Даже если доля братьев была бы оценена
дешевле государственной, они могли доплатить, внеся в объединенную
компанию еще один актив — «Эйрюнион эр эр джи», созданную для
покупки самолетов SSJ100. Эксперты даже подсчитали: чтобы получить
в холдинге 55%, Абрамовичам необходимо внести в его капитал
$20-25 млн.
Но в последний момент план Абрамовичей дал сбой.
На днях выяснилось, что им пришлось расстаться с 8% акций
главного актива — «Красэйр». Они достались ИФК «Метрополь» в
счет долга, передал «Интерфакс» со ссылкой на гендиректора
«Метрополя» Михаила Слипенчука. Заем должен был быть погашен
прошлой весной, но у «Красэйр» не оказалось свободных средств, и
ИФК «по-дружески выкупил этот кредит», признался Слипенчук, оценив
пакет в $25 млн. За 8% акций «Красэйр», по оценке
аналитика «Ак барс» Олега Судакова, можно получить 5-6% «Эйрюнион»
(Росимущество еще не утвердило оценку компаний). Госдоля — не
менее 45%, так что на контрольный пакет Абрамовичам может не
хватить.
«Красэйр» не нашел денег не только для
«Метрополя»: с начала года к нему подано 50 исков на
1,2 млрд руб. Среди кредиторов страховщик («Ингосстрах»),
банки («Петрокоммерц», «Собин»), лизинговая компания («Ильюшин
финанс»).
Компания уверяет, что у нее с кредиторами
«конструктивные отношения», но как она будет рассчитываться с ними,
не ясно. А если еще с кем-то придется делиться акциями?
Скорее всего, со временем их можно будет
выкупить обратно. Но с деньгами непросто у всех компаний будущего
«Эйрюнион». Четыре из пяти компаний («Сибавиатранс» не отчитался)
получили в первом полугодии чистый убыток 765 млн руб. при
выручке 10,6 млрд руб. и долге 7,8 млрд. С начала года он
вырос на 17%.
Похоже, Абрамовичи не рассчитали ресурсы,
необходимые для задуманной комбинации.