Александр Панченко
Поставки самолетов Sukhoi SuperJet,
которые должны были начаться в середине декабря, переносятся как
минимум до февраля. К этому времени производитель самолета,
"Гражданские самолеты Сухого", обещает получить на него сертификат
и быть готовым к передаче самолета стартовым заказчикам --
"Аэрофлоту" и армянской "Армавии". Но "Аэрофлот" не спешит брать
SuperJet. Полеты на нем должны начаться только в марте и
авиакомпания не хочет платить лизинговые платежи за простаивающий
самолет.
Первый самолет Sukhoi SuperJet (SSJ) должен
быть передан авиакомпании "Аэрофлот" в середине декабря, однако
самолет до сих пор не получил сертификат Международного
авиационного комитета, поэтому самолеты остаются у производителя --
ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Согласно материалам,
подготовленным к размещению биржевых облигаций ГСС на 9 млрд руб.,
теперь компания планирует поставить "Аэрофлоту" два SSJ, но в марте
2011 года. Первым обладателем SSJ станет армянская авиакомпания
"Армавиа", поставка самолета которой запланирована на февраль.
В пресс-службе ГСС уточняют, что указанные в
документах сроки -- это начало коммерческой эксплуатации, поставки
самолетов могут произойти раньше. Ожидается, что сертификат типа на
самолет будет получен до конца года, утверждают в ГСС, после чего
самолет "по сути может быть передан авиакомпаниям и
эксплуатироваться".
SSJ -- региональный самолет вместимостью 75-95
человек. Разработчиком и производителем является ЗАО ГСС (75% акций
принадлежит концерну "Сухой", 25% акций итальянской Alenia
Aeronautica, входящей в группу Finmeccanica). Сборка самолетов
осуществляется в Комсомольске-на-Амуре. Продвижением самолета на
зарубежные рынки и постпродажным обслуживанием занимается компания
SuperJet International (51% принадлежит Alenia Aeronautica, 49% --
концерну "Сухой"). Сейчас у ГСС заключены твердые контракты на
поставку 150 самолетов.
Однако "Аэрофлот" не будет стремиться получить
SSJ раньше марта 2011 года, уверен собеседник "Ъ" в авиаотрасли. По
его словам, самолет стоит в летнем расписании "Аэрофлота" на
внутренних рейсах, которое вступает в действие 29 марта. "Поэтому
получать самолет в начале года перевозчику невыгодно, ему придется
платить лизинговые платежи за технику, которая будет стоять",--
утверждает источник "Ъ", добавляя, что сделка по поставке самолета
будет проходить через "ВЭБ-Лизинг". По имеющейся у "Ъ" информации,
ежемесячные лизинговые платежи по SSJ составляют $126,7 тыс. (у
аналогичного Embraer 190-235 тыс.). Таким образом, компания до
начала коммерческой эксплуатации может сэкономить $440 тыс.
Но источник "Ъ" в "Аэрофлоте" говорит, что
компания готова взять самолеты даже сегодня, если они будут
соответствовать требованиям, зафиксированным в контракте, и если
российские аэропорты будут готовы принимать самолеты. "Если мы
получим самолет, который не сможет принять ни один аэропорт кроме
московских и Пулково, то он нам будет не нужен",-- поясняет
собеседник "Ъ". В ноябре этого года вокруг SSJ произошел скандал,
связанный с заявлениями представителя "Аэрофлота" о том, что
компания не будет принимать самолеты, не соответствующие
первоначально заявленным характеристикам (в первую очередь по
взлетной массе) и намерена выставить штрафы производителю из-за
срыва сроков поставок (см. "Ъ" от 28 октября). "Пока тема штрафных
санкций не открыта и не закрыта,-- говорит собеседник "Ъ" в
"Аэрофлоте",-- этот вопрос будет поставлен перед советом директоров
после получения самолетов".
Глава аналитической службы агентства "Авиапорт"
Олег Пантелеев полагает, что "Аэрофлоту" выгодно получить самолет
только к началу коммерческой эксплуатации еще и потому, что у
перевозчика нет пилотов для SSJ. "Несмотря на то что тренажер для
подготовки пилотов может быть открыт в ближайшее время, к моменту
получения сертификата у "Аэрофлота" все равно не будет
подготовленных экипажей",-- поясняет эксперт. Он уверен, что
"Аэрофлот" и ГСС смогут договориться о том, чтобы самолеты были
поставлены в марте, в обмен, например, на отказ от штрафов за
задержку. Андрей Рожков из ИФК "Метрополь" добавляет,
что менеджмент "Аэрофлота" ищет все способы для сокращения издержек
и не упустит шанса сэкономить в низкий сезон, когда операционные
потоки традиционно падают.