Олег Кузнецов
ТМХ и Alstom создали новое СП на
площадке НЭВЗ
Первым заказчиком продукции RailComp стал НЭВЗ
Трансмашхолдинг (ТМХ) и французский концерн
Alstom объявили о запуске совместного предприятия,
специализирующегося на производстве комплектующих для нового
поколения локомотивов — ЭП20 и 2ЭС5. Общий объем вложений в проект
оценивается в €40 млн. Выпуск «ключевых компонентов» для этих
электровозов на территории РФ является условием РЖД как основного
заказчика, но инвесторы рассчитывают, что СП будет зарабатывать не
только на российских проектах — есть заказы из Казахстана и могут
последовать из Украины.
О планах организовать в России вслед за
инжиниринговым центром еще и «компонентное» СП при участии
машиностроительного концерна Alstom представители ТМХ заявили
впервые в 2011 году. Холдинг готовился тогда к запуску в серию на
Новочеркасском электровозостроительном заводе (НЭВЗ) пассажирского
электровоза ЭП20 и решал проблему обеспечения его комплектующими —
искал «качественных» российских поставщиков и предлагал
Минэкономразвития РФ временно снизить 5–15-процентные пошлины на
ввоз импортного оборудования.
Соответствующие решения по таможенным пошлинам
власти принимали в прошлом году, а церемония открытия производства
асинхронных тяговых приводов и систем управления для электровозов
прошла вчера на площадке НЭВЗа. ООО «Рейлкомп» создано на
паритетных началах ТМХ и Alstom Transport, они владеют по 50% в
материнской RailComp B.V. и в начале этого года выкупили ее
допэмиссию на €7,6 млн — для финансирования инвестпрограммы
российского подразделения. Общий объем вложений в проект глава
RailComp Франс Вероль оценивает в €40 млн. По его словам, выход
предприятия на «пик производства» планируется через два–три года,
однако уже в этом году СП может достичь оборота в €1 млн.
Первым заказчиком продукции RailComp стал НЭВЗ,
который уже запустил в серийное производство ЭП20, а в этом году
начинает выпуск магистрального грузового электровоза 2ЭС5. Однако
российским рынком интересы компонентного СП не исчерпываются. ТМХ и
Alstom в прошлом году вошли в капитал электровозостроительного
завода в Астане, имеющего заказ Казахстанских железных дорог на
€1,3 млрд, тяговые преобразователи RailComp готовится поставлять и
туда. Не исключено, что предприятие получит заказ и с Украины.
Гендиректор ЗАО «Трансмашхолдинг» Андрей Андреев сообщил, что
холдинг рассчитывает заключить контракт при участии
«Лугансктепловоза» на поставку в соседнюю республику 300
локомотивов, итоги тендера станут известны в мае.
ТМХ — крупнейший в России производитель
подвижного состава для железной дороги и метро. Предприятия
холдинга выпускают тепловозы и электровозы, грузовые и пассажирские
вагоны, дизельные двигатели, объем реализации в 2012 году — 130
млрд руб. По 25%+1 акция материнской компании ТМХ — The Breakers
Investments — владеют РЖД и Alstom.
О вхождении Alstom в капитал ТМХ и готовности
поделиться технологиями стало известно в 2009 году, тогда же
стороны создали совестное инжиниринговое ООО «Технологии рельсового
транспорта», которое занялось для РЖД разработкой ЭП20 и 2ЭС5. ТМХ
имеет действующий контракт с госмонополией на €2 млрд (до 2020 года
в эксплуатацию будут сданы 400 локомотивов) и господин Андреев
говорит, что локализация производства «ключевых компонентов»
связана не только с экономикой проекта, это — одно из условий
заказчика.
Появление компонентного СП — прежде
всего результат промышленной политики РФ, направленной на
увеличение уровня локализации производства на ее территории,
особенно в области машиностроения, отмечает аналитик ИФК
«Метрополь» Андрей Рожков. «Для инвесторов проект будет выгодным
при определенном объеме производства электровозов — текущих
контрактов для этого еще недостаточно»,— полагает
он.
По оценке гендиректора INFOLine Ивана Федякова,
любые проекты, связанные с производством локомотивов и
комплектующих в условиях дефицитного российского рынка выгодны. «По
нашим прогнозам, российский рынок локомотивов в ближайшие годы
станет крупнейшим в мире — такого объема закупок не будет нигде.
РЖД приобретает ежегодно по 400–500 электровозов, а учитывая
степени изношенности парка, необходимый минимум, чтобы просто
поддержать существующий объем перевозок в РФ,— 2–3 тыс. Безусловно,
инвесторы понимают эту ситуацию и рассчитывают на дивиденды в
будущем»,— говорит эксперт.
http://www.kommersant.ru/doc/2179136