ГАЗ подвели большие налогиПрибыль завода упала в 4,4 раза
Юлия Федоринова
ГАЗ вновь не смог порадовать инвесторов большой
чистой прибылью, несмотря на рост автомобильного рынка. За девять
месяцев она сократилась более чем в четыре раза до 70,2 млн руб.,
тогда как выручка предприятия увеличилась почти на треть. На самом
ГАЗе объясняют это ростом налоговых отчислений завода. Аналитики
констатируют, что невысокая рентабельность производства ГАЗа уже
стала традицией.
Горьковский автозавод (ГАЗ) входит в состав
холдинга “Руспромавто”, владеющего более 60% акций компании. В 2003
г. завод выпустил около 215 000 автомобилей и машинокомплектов. За
10 месяцев этого года – 195 659 автомобилей и машинокомплектов
(рост на 11,3%). Выручка завода в 2003 г. составила 41,9 млрд руб.,
чистая прибыль – 17,8 млн руб.
Финансовые показатели ГАЗа не радуют инвесторов
весь текущий год. В отличие от своих российских конкурентов уже по
итогам работы в I квартале автозавод отчитался о 80-кратном падении
собственной чистой прибыли — до 1,59 млн руб. Тогда ГАЗ объяснял
этот феномен 40%-ным ростом цен на сталь и затратами на покупку
нового оборудования — 300 млн руб. пошло на линию сборки и сварки
новой “Волги” — ГАЗ-31105. Но и по итогам девяти месяцев года ГАЗу
оказалось нечем похвастать. Вчера завод сообщил о четырехкратном
падении чистой прибыли за этот период — до 70,2 млн руб. При этом
завод не снижал производства. Напротив, за девять месяцев оно
выросло на 16,5%. Да и выручка ГАЗа достигла 35,67 млрд, превысив
аналогичный показатель 2003 г. на 37%. Относительная неудача ГАЗа
кажется тем удивительнее, что, к примеру, чистая прибыль “АвтоВАЗа”
за девять месяцев выросла почти вдвое — до 5,45 млрд руб. Впрочем,
пресс-секретарь ГАЗа Сергей Луговой отмечает, что ничего странного
в падении чистой прибыли его компании нет. “В III квартале мы
осуществили значительные выплаты по отсроченным налоговым платежам.
На это пошло более 200 млн руб.”, — рассказывает он. Луговой
говорит, что именно это стало основной причиной низкой прибыли.
“Это не означает, что завод работает неэффективно. Если вы
посмотрите на прибыль до налогообложения, то она за девять месяцев
составила 350 млн руб., а за аналогичный период прошлого года — 301
млн руб.”, — замечает Луговой. Но аналитики все же считают, что
низкая прибыль ГАЗа объясняется еще недостаточной эффективностью
его работы. “Можно сказать, что компания стала жертвой
обстоятельств. В отличие от "АвтоВАЗа" или УАЗа ей так и не удалось
заключить долгосрочный контракт с металлургами на этот год, —
замечает Елена Сахнова из Объединенной финансовой группы. —
Издержки ГАЗа по-прежнему высоки. И хотя завод работает над их
снижением, он все равно остается одним из самых неэффективных
автопроизводств в России”. Сахнова отмечает, что рентабельность
УАЗа по EBIDTA за первое полугодие составила 20%, тогда как у ГАЗа
этот показатель не превысил 5%. Впрочем, Сахнова считает, что этот
год ГАЗу удастся закончить лучше, нежели предыдущий. “Скорее всего
компании не удастся серьезно увеличить чистую прибыль за последние
три месяца, но думаю, что она будет в районе 120 млн руб.”, —
рассуждает Сахнова. А Денис
Нуштаев из “Метрополя” вообще не считает, что низкий показатель
чистой прибыли — это проблема для ГАЗа. “Главное — продажи не
падают и выручка хорошая, — замечает он. — А 3-4%-ная
рентабельность по году для ГАЗа вполне традиционный показатель. У
Ford, к примеру, рентабельность по прибыли тоже в районе
2-3%”.