Законодатели собираются простимулировать инвестиционную
деятельность портов и аэропортов
Елена Попова
Сергей Плетнёв
Вчера комитет по транспорту Госдумы одобрил
новый законопроект, распространяющий действие льготного налогового
режима, который сейчас предоставляется организациям
железнодорожного и автомобильного транспорта, на морские порты и
аэропорты.
Депутаты одобрили проект федерального закона №120109-5 о внесении
изменений и дополнений в ст. 381 и 395 ч. 2 Налогового кодекса и
рекомендовали вынести его на рассмотрение нижней палаты российского
парламента.
За день до этого правительство поддержало предложение Минтранса о
временном освобождении портов от уплаты налога на имущество в
отношении объектов транспортной инфраструктуры из-за увеличения их
балансовой стоимости в результате строительства или реконструкции.
«Речь идёт о взлётно-посадочных полосах, причалах, судоходных
гидротехнических сооружениях», – заявил вице-премьер Сергей Иванов
на расширенной коллегии Минтранса в минувший вторник.
Цель данной инициативы – создание единых
подходов к налогообложению всех видов федерального транспорта
общего пользования.
Как пояснил «Гудку» председатель комитета по транспорту Госдумы
Сергей Шишкарев, действующая редакция Налогового кодекса
освобождает организации от уплаты налога на имущество только в
отношении железнодорожных путей и федеральных автомобильных дорог
общего пользования, а также от уплаты земельных налогов по этим
путям и дорогам. «Существующая система налогообложения является в
значительной мере дискриминационной, – отметил он. – Сохранение в
полном объёме налогообложения некоторых видов транспорта ставит их
в неконкурентное положение».
Кроме того, лишается смысла любая инновационная деятельность.
Во-первых, техническая модернизация транспортных предприятий
требует значительного объёма инвестиций, необходимых для
приобретения современного навигационного и иного оборудования
взамен изношенного. Во-вторых, стоимость имущества
модернизированных предприятий растёт и, соответственно, платежи по
налогу на их имущество увеличиваются.
Все это дополнительным бременем ложится на финансовую деятельность
транспортных предприятий. В результате страдает не только качество
транспортных услуг, но в ряде случаев не обеспечивается и требуемый
уровень безопасности перевозок.
Существующая система налогообложения негативно отражается на работе
портов, пояснили «Гудку» в комитете по транспорту. Эксперты
опасаются, что это может привести к утере конкурентоспособности
морских портов России по отношению к портам сопредельных государств
и окончательному прекращению деятельности речного флота по ряду
направлений.
Участники рынка признают, что проблема, связанная с
налогообложением, действительно актуальна. Как заявил «Гудку»
заместитель генерального директора по управлению государственным
имуществом и инвестициям ФГУП «Росморпорт» Константин Стасюк, «при
вводе новых объектов в эксплуатацию их не всегда можно сдать в
аренду и тем самым вернуть часть вложенных инвестиций, а платить
налог на имущество при этом нужно в любом случае». По словам
финансового директора ОАО «Туапсинский морской торговый порт»
Дмитрия Яркина, существующая система налогов тяжёлым бременем
ложится на финансы компании. «Мы строим новый зерновой комплекс
стоимостью свыше 1 млрд руб. Налог на имущество при его вводе в
эксплуатацию составит около 2% – порядка 20 млн руб.», – рассказал
он «Гудку».
Эксперты разошлись во мнении относительно вероятности привлечения
частных инвесторов в строительство инфраструктурных объектов
благодаря этой законодательной инициативе. Так, аналитик
ИФК «Метрополь» Надежда Тимохова заявила «Гудку», что сейчас
компании испытывают дефицит средств. «Снижение налогового бремени
позволит пустить высвобождаемые суммы в оборот или на развитие», –
говорит она. Максимальная ставка налога на имущество
сейчас составляет 2,2% от среднегодовой стоимости имущества в год.
Директор аналитического департамента ОАО «УК
«Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго, напротив, считает, что данная
мера даст существенную экономию по уже реализуемым портовым
проектам, но вряд ли сподвигнет компании заниматься новым
строительством.