Эксперты считают, что пенсионная реформа
буксует из-за слабой информационной поддержки
Сергей Суранов
В конце октября Минэкономразвития должно внести
в правительство законопроект о реформировании сферы пенсионных
накоплений граждан. Новый закон предполагает существенно расширить
список финансовых институтов, в которые можно будет инвестировать
деньги пенсионеров. Кроме того, планируется передача средств
граждан, не определившихся с инвестиционной стратегией, в
управление частным управляющим компаниям. Подобная мера должна
способствовать повышению доходности пенсионных накоплений и притоку
денег будущих пенсионеров на фондовый рынок. Четвертый год наша
страна живет по условиям новой пенсионной системы, являющейся одной
из составляющих комплекса проводимых в России либеральных
экономических реформ. Изменения в пенсионном законодательстве
направлены на изменение существующей "распределительной системы"
начисления пенсий, дополняя ее накопительной частью и
персонифицированным учетом страховых обязательств государства перед
гражданином. При этом с самого старта новая пенсионная система
столкнулась с серьезными трудностями, которые в большей части
вызваны крайне низкой информационной поддержкой проводимой в стране
реформы. Одним из главных вопросов, стоящих сегодня перед отраслью,
является проблема инвестирования накопительной части пенсии
граждан. Система начисления пенсий, основанная на накопительной
составляющей, достаточно широко распространена в мире. Ее избрали
Швеция, Италия, в более поздние годы Латвия и Польша. Одним из
факторов, говорящих в пользу выбора данной системы, является
необходимость преодоления в той или иной стране возможных
негативных демографических аспектов, когда перераспределение
средств от нескольких работающих к одному пенсионеру становится
невозможным. В этом случае пенсионной системе приходится выполнять
обязательства перед каждым гражданином индивидуально. Согласно
новой пенсионной модели взносы в Пенсионный фонд России (ПФР)
разделены на три части: часть направляется в федеральный бюджет и
используется для выплаты базовой государственной пенсии. От 8 до
12% от фонда оплаты труда являются страховой частью трудовой пенсии
и перечисляются в ПФР. И, наконец, от 2 до 6% средств направляются
в фонд для формирования накопительной составляющей трудовой пенсии.
Накопительная составляющая формируется за счет части единого
социального налога, уплачиваемого работодателем, а ее размер
привязан к заработной плате и, соответственно, к объему накопленных
на индивидуальном счете гражданина средств. Доверить управление
своими пенсионными накоплениями можно государственной управляющей
компании, частной управляющей компании или негосударственному
пенсионному фонду. Если проигнорировать послание ПФР, более
известное в народе как "письмо счастья", средства "по умолчанию"
останутся в государственной управляющей компании - Внешэкономбанке
(ВЭБ). По данным на конец 2005 года именно так и поступило
абсолютное большинство россиян, и ВЭБ аккумулировал 97% всех
накопительных пенсионных средств. Проблема заключается в том, что
инвестиционная декларация ВЭБа достаточно консервативна. По закону
он может вкладывать средства только в государственные облигации,
ипотечные ценные бумаги, обеспеченные государственными гарантиями,
и держать их на счетах в российских банках. Из-за этого доходность
инвестиционного портфеля банка остается стабильной, но крайне
невысокой. По итогам прошлого года она составила 12,5% годовых, и
если учесть, что уровень инфляции в 2005 году был на уровне 11%,
получается, что пенсионные накопления, оставленные в ВЭБе,
практически не растут. Кроме того, львиная доля пенсионных
накоплений, находящихся под управлением государственной компании
остается сегодня не востребованной для фондового рынка. Два года
назад, с инициативой диверсификации инвестиционного портфеля ВЭБа
выступал глава Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег
Вьюгин. "Уже давно назрел вопрос о том, чтобы пенсионные накопления
граждан направить на фондовый рынок", - заявлял глава ФСФР. К
сожалению, его инициатива так и осталась без должного внимания.
"Два года не согласовываются абсолютно необходимые поправки в закон
об инвестировании накопительной части пенсий, с тем, чтобы
прекратить красть будущую пенсию "молчунов", - заявил руководитель
ФСФР в интервью газете "Ведомости". По его мнению, государство
закачивает деньги в Стабфонд, инвестирует их за рубежом, вместо
того чтобы копить будущую пенсию и одновременно получать "длинный"
ресурс для инвестиций внутри страны. С инициативами по
реформированию накопительной части пенсии неоднократно выступало и
Минэкономразвития (МЭРТ). Последний по времени проект был
представлен директором департамента стратегии социально -
экономических реформ Минэкономразвития (МЭРТ) Саидом Баткибековым.
Согласно новому проекту, предполагается существенно расширить
список финансовых инструментов, в которые может инвестировать
средства пенсионеров государственная управляющая компания. Так,
предполагается в качестве объектов инвестирования использовать
корпоративные облигации и облигации субъектов федерации. Кроме
того, рассматривается вопрос и о возможном инвестировании
пенсионных резервов в иностранные государственные бумаги. "Нами
разрабатывается модель передачи части средств "молчунов" - граждан,
не определившихся с выбором инвестиционной пенсионной стратегии в
управление частным управляющим компаниям, которые, как известно,
используют более широкий спектр инвестиционных активов", - считает
чиновник МЭРТа. По словам г-на Баткибекова планируется передавать
частным УК лишь вновь поступающие суммы, прежние накопления
останутся под управлением ВЭБа. В новом законе будут более четко
регламентированы и такие вопросы, как раскрытие информации
негосударственными пенсионными фондами и управляющими компаниями,
возможность изменения инвестиционной декларации участниками
пенсионного рынка. По словам Саида Баткибекова в конце октября 2006
года окончательный вариант законопроекта поступит в правительство,
а затем будет рассмотрен Государственной Думой. С просьбой
прокомментировать проект закона, особенно в части реформирования
накопительной чести пенсии, обозреватель Страны.Ru обратился к
председателю правления Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР)
Геннадию Батанову. "Пенсионный фонд России является в этой части
правоприменительной организацией, если законодатели примут подобное
решение - мы будем его выполнять", - заявил руководитель ПФР. По
словам г-на Батанова, никаких технических проблем у фонда в этом
случае не возникнет. "Точно так же как сейчас мы направляем
накопительную часть "молчунов" в управление государственной
компании, будем направлять в частные", - ответил он. Однако, в
приватной беседе с корреспондентом Страны.Ru Геннадий Батанов
высказал свое мнение о том, что передача частным управляющим
компаниям средств граждан, не определившихся с выбором
инвестиционной стратегии, серьезно нарушает принцип добровольности.
"Без согласия гражданина эти вещи делать нельзя!", - заявил глава
ПФР, особо подчеркнув, что это его частное мнение. По его словам,
государству нельзя брать на себя все риски по инвестированию. "Ведь
в основе определения инвестиционной стратегии, прежде всего, лежит
личное заявление гражданина, его волеизъявление, пусть даже и в
пассивной форме", - считает Геннадий Батанов. Иного мнения
придерживаются профессионалы "пенсионного рынка", представляющие
крупнейшие управляющие компании страны. "Доминирование
Внешэкономбанка на рынке объясняется не столько доверием к
государству, сколько тем, что большинство граждан не воспринимает
свои пенсионные накопления как реальные деньги", - считает
вице-президент по работе с институциональными клиентами управляющей
компании "Тройка Диалог" Андрей Звездочкин. По мнению г-на
Звездочкина, граждане воспринимают это как своеобразный налог -
"вычли 4% из зарплаты и забыли". "Между тем эти средства не идут на
выплаты сегодняшним пенсионерам и являются личными средствами
граждан", - утверждает он. По мнению заместителя генерального
директора управляющей компании "Метрополь" Эдуарда Воронина идея
перевода средств "молчунов" в частные УК достаточно продуктивна.
"Государство, таким образом, пытается защитить интересы граждан и
обеспечить им достойную доходность", - сообщил Стране.Ru Эдуард
Воронин. По его мнению, в условиях профицита бюджета государство не
нуждается в крупных займах, а, следовательно, база для возможного
инвестирования средств ВЭБа будет и без того крайне ограниченной.
Таким образом, возникает замкнутый круг: с одной стороны громадные
средства на счетах ВЭБа, с другой - отсутствие доходных
инструментов для инвестирования. "Подавляющее большинство граждан,
накопительной частью которых занимается ВЭБ, на самом деле не
обладают достаточной информацией о сути пенсионной реформы, -
делает неутешительный вывод заместитель гендиректора УК
"Метрополь". Кстати, большинство опрошенных нашим
корреспондентом специалистов по пенсионной системе в качестве
основной причины "пробуксовки" реформы указывали именно на ее
крайне слабую информационную поддержку.