Комплекс мер по развитию автопрома
забуксовал
Дмитрий Ъ-Беликов
Вчера на московском автосалоне вице-премьер
Игорь Сечин провел второе совещание с руководителями российских
автозаводов. Первое прошло в конце мая под председательством
Владимира Путина. Тогда был в целом одобрен беспрецедентный
комплекс мер по поддержке отечественного автопрома, в основном
направленный на вытеснение с рынка подержанных машин. Вчера
выяснилось, что реализация мер застопорилась: против них возражают
Минэкономразвития, Минфин и Федеральная таможенная служба
(ФТС).
Вчера московский международный автосалон посетил
вице-премьер Игорь Сечин. Он осмотрел стенды АвтоВАЗа, Sollers
(бывшее ОАО "Северсталь-авто"), группы ГАЗ, альянса Renault-Nissan,
заглянув на стенды Honda и Mazda. Чиновника сопровождали главы всех
российских заводов -- Борис Алешин (АвтоВАЗ), Вадим Швецов
(Sollers), Сергей Занозин (группа ГАЗ), Сергей Хогогин (КамАЗ) и
Константин Лаптев (ЗИЛ). Вернувшись на стенд АвтоВАЗа, Игорь Сечин
сообщил, что доволен увиденным, но отрасли "все равно нужна
поддержка". "Там остались вопросы -- мы их решим",-- пояснил
вице-премьер и удалился на совещание с руководителями
автозаводов.
Фактически это была первая "общеотраслевая"
встреча Игоря Сечина с представителями автопрома после совещания
под председательством премьера Владимира Путина в ОЭЗ "Алабуга" в
Татарии 27 мая. Тогда с подачи господина Сечина был представлен,
обсужден и в целом одобрен беспрецедентный комплекс мер по
поддержке отечественных автопроизводителей. Готовили предложения
сами заводы, включив в перечень все возможные аспекты -- от
продления режима промсборки до увеличения транспортного налога на
старые автомобили. В целом лейтмотивом комплекса мер стало
вытеснение с рынка подержанных машин.
Казалось, что поддержка Игоря Сечина открыла
перед автопромом зеленую улицу. Действительно "комплекс мер" был в
течение трех дней утвержден Минпромторгом и направлен на
согласование в другие министерства и ведомства. Однако вчера
выяснилось, что дальше дело не продвинулось. Как рассказали "Ъ" ряд
участников встречи с вице-премьером на автосалоне, речь шла именно
о забуксовавшем "комплексе мер". "Только в августе мы получили
ответы от Минфина, Минэкономразвития, ФТС,-- пояснил "Ъ"
руководитель одного из автозаводов.-- Очень многие из предложений
были отклонены или просто остались без ответа". Так,
Минэкономразвития до сих пор не поставило своей визы на проект
повышения импортных пошлин на подержанные автомобили. Предложение о
введении запретительных пошлин на ввоз окрашенных кузовов (для
полной ликвидации отверточной сборки) без движения лежит в аппарате
правительства. Но активнее всего протестует Минфин -- он поставил
отрицательные заключения почти на всех предложениях, имеющих
отношение к тарифному регулированию. Эту информацию "Ъ" частично
подтвердил Вадим Швецов (Sollers выступала одним из основных
разработчиков проекта), пояснив, что "не все готовы к нововведениям
по тарифному регулированию рынка".
Источники "Ъ" среди российских производителей
уточняют, что Минфин выступил против повышения транспортного налога
(для юридических лиц) и тарифов ОСАГО для подержанных автомобилей.
Это одни из центральных элементов "комплекса мер". По данным
объединения автопроизводителей России, до 30% российских
автомобилей сегодня старше 20 лет, до 16% -- старше 18 лет. Ранее
сам господин Швецов признавал, что конкурировать с вторичным рынком
будет едва ли не сложнее, чем с новыми иномарками. Телефоны
профильных чиновников Минфина вчера не отвечали, однако
отрицательная позиция министерства по ОСАГО известна.
Господин Швецов предметно комментировать
переговоры с министерствами не стал, пообещав лишь, что к
сентябрю-октябрю стороны все равно договорятся. "Даже если что-то
из документа исчезнет, все равно на 80% он будет состоять из наших
предложений",-- сказал топ-менеджер. Однако отраслевые эксперты
полагают, что автозаводы будут "биться до последнего". Иван Бончев
из Ernst & Young отмечает, что тарифное регулирование --
ключевой для автопроизводителей момент. Михаил Пак из ИФК
"Метрополь" добавляет, что идти на компромиссы при утверждении
"комплекса мер" автозаводам бессмысленно. "Это единственный за
многие годы документ, в котором применен комплексный подход к
развитию автопрома,-- отмечает аналитик.-- Если из него выкидывать
части, потеряется эффективность в целом". Господин Пак уверен, что
автозаводы применят "весь свой лоббистский ресурс", чтобы
преодолеть сопротивление министерств и ведомств. Игорь
Сечин, как говорят источники "Ъ", вчера выразил готовность в этом
помочь.