Научный подводный флот России продолжает
исследовать дно Байкала. На 29 июля запланировано рекордное
погружение мини-подлодок в озеро. Предполагается, что "Миры"
достигнут самой глубокой точки Сибирского моря. Для регистрации
нового достижения в порт Турка прибыл главный редактор "Книги
рекордов России". Как аппараты и гидронавты готовятся к уникальному
погружению, узнал спецкор
"МК". На теплоходе подплываем к барже, которая на время экспедиции
стала для ученых плавучей лабораторией. На гигантской платформе -
64 метра в длину и 13 в ширину - вырос целый научный городок.
Вагончики, собранные из специальных модулей, приспособили под
каюты, лаборатории, механические мастерские и камбуз. Для переноски
"Миров" на воду на барже установили 100-тонный гидравлический кран.
Чтобы платформа была более устойчива, на нее погрузили чугунные
чушки. "Миры", ранее работавшие только в морях и океанах, успешно
прошли проверку в пресной воде. Для увеличения плавучести аппаратов
на их корпусах установили панели из легкого и прочного материала -
синтактика. – Не вздумайте написать, что "Мир" - это батискаф, -
говорит инженер-гидротехник Алексей Фиронов. - Наши глубоководные
аппараты - это автономные миниатюрные подлодки, которые могут
зависать на любой глубине, а также двигаться в любом направлении.
Забираемся в чрево субмарины. "Мир", как космический корабль, весь
напичкан приборами. Кроме двух компьютеров, на его борту
установлены многочисленные датчики, которые фиксируют условия
водной среды, а также устройства для отбора и хранения проб воды,
каменного материала, донных осадков и живых организмов. Для сбора
образцов на глубоководном аппарате установлены "руки"-манипуляторы.
- Озерных жителей собираем специальным всасывающим устройством и
помещаем в контейнер, - объясняет шеф-пилот "Мира" Анатолий
Сагалевич.
* * *
Провожать экипажи в рейс будет руководитель экспедиции,
член-корреспондент РАН Артур Чилингаров. Уже известно, что "Мир-1"
будет пилотировать профессор океанолог Анатолий Сагалевич. С ним на
дно Байкала в качестве наблюдателей отправятся глава
попечительского совета Фонда содействия сохранению озера Михаил
Слипенчук и президент Республики Бурятия Вячеслав
Наговицын. "Миром-2" будет управлять опытнейший гидронавт Евгений
Черняев. В состав второго экипажа войдут парламентарий Владимир
Груздев и директор Байкальского института природопользования
Арнольд Тулохонов. Руководитель проекта Артур Чилингаров в
рекордном погружении участвовать не будет. Спуститься на дно
Байкала он планирует 2 августа, тем самым отметив годовщину своего
легендарного погружения на дно Северного Ледовитого океана в точке
географического полюса. Для шеф-пилотов "Миров" эта экспедиция на
Байкал не первая по счету. В 1977 и 1991 годах они уже рулили в
здешних водах на глубоководных аппаратах "Пайсис". Тогда
гидронавты, бывало, шли на глубину как в гигантском лифте, двигаясь
вдоль абсолютно вертикальной скалистой стены, которая уходила вниз
более чем на километр. Спрашиваем у наблюдателей - новичков в
глубоководном погружении: захватят ли они с собой на дно иконки и
другие обереги? - Главное, чтобы крест был в душе, -
считает кандидат географических наук Михаил
Слипенчук.
А президент Бурятии говорит, смеясь, что, готовясь к погружению,
начал делать по утрам зарядку. В рейс гидронавты захватят с собой
контейнеры с питанием. "Тормозок" соберет для экипажа бессменный
повар научно-исследовательского судна "Академик Келдыш" Николай
Трущенков, который приехал вместе с "Мирами" из Калининграда. В
сухой паек войдут чай, минеральная вода, сок, бутерброды, пачка
печенья и шоколад. - Гидронавтам приходится работать в замкнутом
пространстве. Главное требование к питанию: не брать на погружение
продукты с резким запахом, например копченую колбасу или апельсины,
- объясняет шеф-повар. - Не включаем мы в паек и острую пищу,
вызывающую жажду. - А красное вино? Оно ведь положено подводникам.
- Во время погружения действует "сухой закон". Захватят с собой на
глубину гидронавты и теплую одежду. Капсула по соображениям
экономии электроэнергии не обогревается. А температура внутри сферы
может упасть на дне до 10-12 градусов. Экипировку экипажам
подготовит инженер Лидия Бирюкова, которую гидронавты называют
"нашей мамкой". - Каждому члену экипажа собираю сумку, куда кладу
утепленный комбинезон, шерстяные носки, два полотенца и бумажные
салфетки. Во время погружения внутри сферы скапливается конденсат,
пол бывает сырой. Чтобы носки не промокали, гидронавтам требуется
захватить с собой на борт тапочки. Но в "Мирах" учитывается каждый
грамм. И чаще всего члены экипажа одевают на ноги полиэтиленовые
пакеты. Прежде чем подняться по приставной лесенке в глубоководный
аппарат, гидронавты снимают обувь. "Мир" они считают своим домом.
Как только экипаж окажется внутри сферы, матрос палубной команды
тщательно задраит люк. Пилот в свою очередь откроет вентиль
кислородного баллона, включит вентиляторы системы очистки воздуха.
Судовой кран подхватит 18-тонный аппарат и плавно опустит его за
борт. К плавающей на воде красно белой "рыбке" подплывет резиновая
лодка. Матрос в гидрокостюме отцепит трос. - Экипаж включит насосы
высокого давления, будет слышен шум воды, поступающей в танки -
балластные цистерны. Лица гидронавтов в иллюминаторы мы вряд ли
увидим, самое большое из окошек "Мира" всего-то 20 см в диаметре.
Совсем скоро экипаж окажется на глубине, куда не проникает свет, и
включит прожекторы. На экране бортового компьютера будут показаны:
температура воды, глубина, электропроводность, содержание
кислорода, скорость и направление течений: Инженеры с большой
неохотой говорят о максимальном сроке, который экипаж может
провести под водой. Выясняется, что формально срок автономности
составляет четверо суток. Полностью заряженные аккумуляторы могут
обеспечить аппарату 24 часа интенсивной работы. Бортовых запасов
кислорода и гидроокиси лития, поглощающей углекислоту, хватит на 30
часов. Плюс в каждом из "Миров" есть трехсуточный аварийный запас,
но его использовать, к счастью, еще не приходилось. Если "Миру"
потребуется экстренное всплытие, гидронавты могут сбросить
аварийный балласт, который состоит из никелевой дроби. Пилот
Евгений Черняев припоминает: такое было однажды из-за резкого
ухудшения погоды. Точка глубоководного погружения "Миров"
определена эхолотом. Учитывая, что средняя скорость каждого из
аппаратов около 30 метров в минуту, рекордное погружение продлится
около 3-4 часов. В дальнейшем в рамках научной программы экспедиции
намечено исследовать грязевые вулканы "Маленький", "Большой",
"К-2", "Санкт-Петербург", Баргузинский и Чивыркуйский проливы,
Кукуйский каньон, дельту реки Селенга, Обручевский сброс в районе
острова Ольхон.