Сеть гипермаркетов официально
отчиталась
Анастасия Гордеева
Сеть гипермаркетов "О'Кей" впервые официально
озвучила финансовые итоги последних двух лет. За 2008 год выручка
компании показала рост более чем на 70%, выведя "О'Кей" на шестое
место в российском рейтинге крупнейших по обороту розничных
операторов, обогнав "Дикси" и "Седьмой континент". При этом
долговая нагрузка группы снизилась почти в два раза. По мнению
экспертов, высокий рост выручки в первом квартале этого года и
низкий уровень долга дают основание полагать, что "О'Кей" сохранит
свои позиции до конца 2009 года.
В конце прошлой недели группа компании "О'Кей"
объявила финансовые результаты 2008 года. Согласно предварительным
данным, содержащимся в отчете, в прошлом году выручка компании по
МФСО составила 50,274 млрд рублей против 30,534 млрд, заработанных
в 2007 году. Показатель EBITDA в 2008 году был равен 4,723 млрд
рублей, в 2007 — 2,179 млрд. Чистый долг компании по состоянию на
конец 2008 года — 12,686 млрд (в 2007-м — 9,601 млрд). Торговая
площадь — более 189 тыс. кв. м (147 тыс. кв. м в позапрошлом году).
Были обнародованы и некоторые данные по предварительным итогам
нынешнего года: по словам генерального директора группы Патрика
Лонге, в первом квартале 2009 года показатель Like-for-Like,
который отражает выручку магазинов, работающих более года,
демонстрирует прирост в 20% в основном за счет роста количества
покупателей сети. "В первой половине прошлого года рынок
предоставил огромные возможности для интенсивного роста, и мы ими
воспользовались в полной мере. Сегодня экономическая ситуация
претерпела серьезные изменения, и для себя в текущем году мы
приняли решение направить наши усилия на структурирование бизнеса и
развитие только тех объектов, которые планировали к открытию в
соответствии с нашей стратегией за последние два года", — заявил
господин Лонге.
Группа компаний "О'Кей" насчитывает 42 торговых
комплекса на территории России: 13 гипермаркетов, 13 супермаркетов
в Санкт-Петербурге, 2 гипермаркета в Мурманске, 2 гипермаркета в
Краснодаре, 2 гипермаркета в Ростове-на-Дону, 1 гипермаркет и 3
супермаркета в Волгограде, 1 гипермаркет в Ставрополе,1 гипермаркет
в Тольятти, 1 гипермаркет в Нижнем Новгороде, 1 гипермаркет и 1
супермаркет в Красноярске, 1 гипермаркет в Ногинске. Акционерами
являются Дмитрий Троицкий, Борис Волчек и Дмитрий Коржев.
По мнению аналитика инвестиционного банка "КИТ
Финанс" Натальи Колупаевой, подняться на 6-е место по выручке
(против 8-го в 2007 году), обогнать "Седьмой континет" и "Дикси"
для "О'Кей" стало возможным благодаря агрессивному росту торговых
площадей и хорошим показателям выручки с квадратного метра. По
мнению аналитика УК "Финам Менеджмент" Максима Клягина, хорошая
выручка могла стать результатом удачной ассортиментной политики, в
частности, концентрации на товарах первой категории (с минимальной
розничной наценкой) и улучшении логистики. "Показатель
рентабельности по ЕВ?TDA по итогам 2008 года составил 9.4%, что
характерно для форматов, в которых работает "О'Кей". На конец 2008
года показатель долговой нагрузки Долг/EBITDA был около 2,7, что не
выглядит опасным уровнем", — считает Наталья Колупаева.
"Долговая нагрузка на уровне 2,7 не критична и сопоставима с долгом
X5 Retail Group и "Дикси", но при этом на 71% выручку никто не
увеличивал, поэтому положение компании выглядит несколько лучше,
чем у остальных", — считает аналитик ИФК "Метрополь" Мария
Сулима.
По мнению госпожи Сулимы, первый квартал для
"О'Кей" оказался успешным. "Даже у "Магнита", продемонстрировавшего
наибольший рост, показатель like-for-like равен 14%, 20% —
чрезвычайно хороший в текущих условиях результат", — считает
госпожа Сулима. По ее словам, как правило, первый квартал является
наиболее слабым с точки зрения генерирования денежных потоков,
однако в этом году увеличения продаж в оставшихся кварталах
ритейлерам ожидать не стоит. "Согласно данным компании, рост
выручки в первом квартале был достигнут преимущественно за счет
роста трафика, а значит, компания смогла сделать конкурентное
ценовое и ассортиментное предложение. В целом, по итогам 2009 года
ритейлер должен сохранить свое 6-е место. У ближайших конкурентов
по обороту, в частности у "Дикси" и "Седьмого континента", — есть
проблемы, которые, скорее всего, не позволят им укрепить свои
позиции", — считает Наталья Колупаева.