«Ока» окончательно обмелела
Юлия Карулина
Серпуховский автомобильный завод из-за снижения
продаж приостановил производство «Оки». Без модернизации
производители этого автомобиля не смогут добиться подъема продаж,
говорят дилеры. Но инвестировать в «Оку» ни один из двух заводов,
производящих эту машину, не собирается. После модернизации машина
станет дороже и вряд ли сможет конкурировать с корейскими
малолитражками, считают аналитики.
Серпуховский автомобильный завод (СеАЗ)
приостановил работу на 12 дней в связи с перепроизводством, сообщил
«Интерфакс» со ссылкой на представителя компании. Отсутствие
государственного заказа на машины и снижение продаж привели к
накоплению на заводе нереализованной продукции, заявил источник
агентства. Комментарии на самом заводе «Бизнесу» получить не
удалось. Как сообщил Сергей Горячев, директор московского дилера
завода - «Ока-Авто», розничные продажи «Оки» упали более чем в два
раза. «Это связано с общим падением продаж всех отечественных
автомобилей»,- считает он. Горячев заметил, что лишь корпоративные
клиенты (развозчики пиццы и других продуктов питания) продолжают
активно покупать машину. По словам одного из дилеров второго
производителя «Оки» - Завода микролитражных автомобилей (ЗМА), у
обоих заводов до 40% продукции производилось для органов
соцобеспечения. «Согласно планам КамАЗа, которому до мая этого года
принадлежал ЗМА, в 2005 году должно было быть произведено 40 тыс.
машин „Ока”. Соответственно, на рынок попадут 12-16 тыс.
автомобилей, реализовать которые достаточно сложно»,- сказал
представитель дилера.
Источник напомнил, что недавно СеАЗ был продан
АвтоВАЗом компании «Автоком», поставщику комплектующих. «Возможно,
новые владельцы хотят разобраться в денежных и товарных потоках,
проводят инвентаризацию и поэтому приостановили конвейер»,-
предположил дилер. Оба дилера выразили сомнения в том, что продажи
без модернизации смогут подняться на прежний уровень. Как сказал
Горячев, на СеАЗе есть планы по модернизации, однако сообщить
подробности он отказался. По мнению дилера ЗМА, в ходе модернизации
следует изменить внешний вид автомобиля. «Но для этого нужно менять
штампы кузовных деталей, а это - самое дорогостоящее»,- заметил он.
Кроме того, необходимо поставить инжекторный двигатель и увеличить
его мощность, а также обновить интерьер салона. «Машина обретет
второе дыхание и просуществует еще лет десять»,- уверен он. Однако,
по словам источника, ни один из заводов пока не собирается
вкладывать средства в серьезную модернизацию. Тем не менее, по
словам собеседника «Бизнеса», и в нынешнем состоянии «Ока» сможет
просуществовать еще несколько лет. «Это - мини-автомобиль за $3
тыс. Аналогов по такой цене ему нет»,- сказал источник. Между тем, по мнению аналитика ИФК
«Метрополь» Дениса Нуштаева, после модернизации «Ока» будет стоить
как минимум на $2 тыс. дороже и приблизится по этому показателю к
иномаркам-одноклассникам, в частности Daewoo Matiz. Эксперт выразил
сомнение, что по такой цене «Оку» будут покупать.