Екатерина Геращенко
Сбербанк не будет самостоятельно заниматься
проблемными кредитами. Работу с просрочкой он передает коллекторам
по агентсткой схеме — долги остануться в собственности
Сбербанка.
Сбербанк передаст проблемных заемщиков
коллекторам. Об этом газете «Коммерсантъ» рассказали участники
рынка коллекторских услуг. Директор департамента рисков Сбербанка
Вадим Кулик рассказал, что банк разработал и утвердил регламент по
взаимодействию с коллекторскими агентствами для территориальных
банков «Это дает им возможность аккредитовать несколько
коллекторских агентств и передавать им в работу долги,
соответствующие определенным критериям, — сообщил Вадим Кулик. —
Речь идет о ссудах с просрочкой от 180 или 365 дней, в зависимости
от вида кредита».
Тербанки смогут привлекать к работе коллекторов
по агентской схеме: продажа портфелей просроченных кредитов
коллекторам не предусмотрена. Регламент устанавливает требования не
только к ссудам, которые могут быть переданы в работу коллекторам,
но и к самим агентствам. Так, тербанки смогут работать не только с
федеральными игроками, но и с региональными коллекторами.
До сих пор Сбербанк не взаимодействовал с
коллекторами, предпочитая работать с проблемными долгами
самостоятельно. В ходе соответствующего пилотного проекта, который
проводился в двух регионах, были сформулированы требования и
разработан регламент. «Несмотря на то что у нас низкий показатель
просрочки по кредитам физлицам (3,6% против 7,5% по системе в
целом), мы понимаем, что часть заемщиков, получивших кредиты до
кризиса и столкнувшихся со сложностями, не смогут восстановить их
нормальное обслуживание, поэтому мы хотим дать тербанкам
дополнительный инструмент в работе с проблемными кредитами», —
пояснил Вадим Кулик.
Согласно данным международной
отчетности Сбербанка за первое полугодие, доля кредитов с
просрочкой более 180 дней сократилась с 4,7% до 4,5%, составив 26,5
млрд руб. «Учитывая, что коллекторам передаются «старые» кредиты, а
их объем не растет, не думаю, что решение Сбербанка связано с
ухудшением качества портфеля", — говорит аналитик ИФК «Метрополь»
Марк Рубинштейн. Скорее всего, Сбербанк хочет оценить
работу собственных служб по взысканию задолженности и разгрузить
сотрудников, полагает гендиректор ЦЭА "Интерфакс" Михаил
Матовников. «В ходе кризиса репутация крупнейшего
госбанка и возложенная на него социальная ответственность не
позволяли Сбербанку последовать примеру большинства коммерческих
игроков и привлечь для работы с проблемными кредитами коллекторов,
— указывает Марк Рубинштейн. — Такие действия могли вызвать
негативную реакцию и навредить имиджу
Сбербанка».