Компания «Nikken Sekkei» спроектировала комплекс
«Tokyo Midtown», а сейчас делает проект новой Токийской телебашни.
Российский финансово-промышленный конгломерат «Метрополь» включает
в себя ряд компаний, в том числе ИФК «Метрополь», предоставляющую
финансовые услуги, компанию по разработке проектов в горнорудной
сфере и др. Объединив усилия, эти две компании к 2013 году создадут
в Москве грандиозный многофункциональный комплекс «Метрополия».
Применить в Москве самые совершенные японские
технологии обустройства ограниченных в пространстве территорий,
доведенные до совершенства
- Почему в качестве партнера в данном
девелоперском проекте вы выбрали японскую компанию?
А.Тибулевич (представитель Группы
«Метрополь» в Японии): Территория, на которой будет располагаться
«Метрополия», изначально представляла собой промышленную зону.
Когда наша компания приобрела этот участок земли площадью в 21 га,
мы задумались о его застройке с применением японских технологий.
Российская экономика сейчас растет во многом только за счет
природных ресурсов, а Япония в послевоенное время демонстрировала
экономический рост, невзирая на полное отсутствие природных
ресурсов. Полагаю, что здесь России есть чему поучиться у Японии.
Ну а если говорить совсем откровенно, то наш генеральный директор
очень любит Японию. Четыре года назад он открыл представительство
компании в Токио и успешно сотрудничает сегодня с японскими
компаниями. Еще до заключения нынешнего контракта с «Nikken
Sekkei», осенью 2007 г. генеральный директор нашей компании посетил
Токио, осмотрел комплексы «Roppongi Hills» и «Tokyo Midtown» и,
узнав, что последний был спроектирован «Nikken Sekkei», встретился
с руководством этой компании.
Если посмотреть на «Midtown», то в нем нет
лишних площадей, все используется полностью, и поэтому мы хотели бы
использовать этот подход и при создании «Метрополии».
- Что Вы думаете по поводу выхода на
российский рынок?
Т.Накавакэ (Исполнительный директор
«Nikken Sekkei»): У нас уже есть определенный опыт работы в России
– мы спроектировали здание посольства Японии в Москве, однако
фактически «Метрополия» - это наш первый российский проект.
Японские компании в международной экспансии отстают от европейских
и американских конкурентов. И хотя в конце 1980-х гг. существовала
тенденция расширения международной деятельности японских компаний,
в эпоху «мыльного пузыря» они были слишком заняты на внутреннем
рынке, и эта тенденция ни к чему не привела. В настоящее время
население Японии сокращается, поэтому масштабных строительных
проектов будет все меньше, а фокус будет смещаться на модернизацию
и поддержание уже существующих объектов. Так как мы предвидели
сжатие внутреннего рынка, у нас уже давно появилось стремление
выйти на международные рынки. В последнее время, благодаря
улучшению конъюнктуры на японском рынке, а также внутренним
преобразованиям, наша компания накопила ресурсы, которые позволили
нам выйти на иностранные рынки. При этом традиционно основным
направлением был рынок КНР, а также Южная Корея и Вьетнам. Но мы
хорошо знаем, что российский ВВП растет высокими темпами, а
инвестиции в строительство постоянно увеличиваются.
В Москве уже есть объект - предшественник
«Метрополии» - это крупномасштабный девелоперский проект
«Москва-сити», однако в нем принимали участие европейские и
американские компании. Когда к нам поступила предложение от
компании «Метрополь» мы как раз искали благоприятные возможности,
ориентируясь главным образом на Москву, поэтому все очень удачно
совпало по времени.
Японские архитектурно-инжиниринговые технологии,
в которых уделяется очень большое внимание энергосбережению и
экологическому аспекту, являются лучшими в мире. В Японии, как,
кстати, и в Германии, энергосберегающие технологии развивались не
столько по причине продуманного отношения к сохранению окружающей
среды, сколько как реакция на резкий взлет цен на нефть в
результате «нефтяных шоков». В этом смысле можно сказать, что
данные технологии и ноу-хау очень хорошо согласуются с рыночной
экономикой, и полагаю, что было бы полезно привнести их и в
Россию.
Данный проект значительно отличается от уже
реализованных проектов
- Как вы намерены привлечь 4 млрд. долларов,
необходимых для строительства, и каковы перспективы того, что они
окупятся?
К.Сугэкава (Советник представительства
Группы «Метрополь» в Японии): Мы представили проект вниманию
международных инвесторов на крупнейшей в мире девелоперской
выставке MIPIM, которая прошла в марте во Франции в Каннах. Это –
идея нашего генерального директора. Мы также думаем и над созданием
фонда недвижимости. Хотя это девелоперский проект, в налоговом
отношении у нас не будет никаких привилегий от московских властей.
Однако мы полагаем, что достичь окупаемости реально в довольно
короткие сроки.
Строительство начнется в следующем году, проект
будет завершен в течение 5 лет. Однако это не значит, что все будет
находиться в собственности «Метрополя». Есть различные способы – и
продажа по частям, и секьютиризация и др. В любом случае, в Москве
сейчас предложение офисных помещений отстает от спроса, поэтому мы
считаем, что спрос будет высоким.
- Да, но помимо офисов, там будут еще и
торговые площади, и гостиницы…
Т.Накавакэ: Консультантом по маркетингу у
нас выступает CBRE. В Москве один за другим строятся большие
торговые комплексы и универсальные магазины, однако мы хотим, чтобы
наш проект несколько отличался от них. Что касается гостиниц, то,
исходя из логики наличия рядом офисных площадей, предполагается
разместить там не 5-звездочные, а 3-4- звездочные гостиницы,
нацеленные на деловых людей.
Зимы в Москве очень холодные. Логика
проектировщиков «Метрополии» - сделать так, чтобы люди могли бы с
удовольствием гулять и зимой, и летом. В Москве есть хорошо
развитая сеть метро, и на данной территории есть станция
метрополитена. Мы хотим задействовать ее при создании пешеходных
пространств. При этом сейчас в Москве люди в основном передвигаются
на машинах, однако из-за пробок трудно успеть куда-либо по делам
вовремя. Если разрешить эту проблему, то возрастет и
производительность труда офисных работников, и будет создано одно
из условий для превращения Москвы в международный деловой
центр.
Чтобы «Метрополия» выглядела монументально
снаружи, мы при проектировании представляли себе лучи солнца. Кроме
того, мы старались уйти от одинаковой высоты зданий, придать
комплексу форму спирали – формы, которая напоминает о развитии. Это
не значит, что мы направляем все усилия на дизайн. Мы пытались
совместить символизм и японскую рациональность.